21 августа 2013, среда, 3-й день.

Встали в 5:40.

Стали быстро собираться, т.к. по небу с запада надвигались грозные тучи. Видно было, что вдалеке идёт дождь.

В 6:00 температура была +11.4, ветер рядом с нашей палаткой отсутствует. К 7:00 уже раздуло: 4.5 м/с, порывы до 5.1 м/с. На небе тяжёлые облака.

8:30. Отчаливаем, идём по нашей губе вдоль скал мыса Сергеева, по которому вчера гуляли. Волна бьёт прямо в этот берег и отражается от него.  Получили тренировочную болтанку. Обогнули мыс и повернули на север.

Идём точно на посёлок. Ух, скорее бы его проскочить. Берег изрезан, и иногда мы из посёлка не видны.

9:12. Огибаем остров Большой Аникеев со стороны берега. От посёлка Цыпнавалок нас закрывает длинный одноимённый мыс. Но вот мы огибаем этот мыс и оказываемся чуть ли не напротив парадного фасада этого посёлка.

До посёлка  1.5 км, берег вдоль которого мы идём как назло ровный без единого выступа. Идём вдоль этого берега прямо на какой-то административный дом. Когда подошли чуть ближе, то увидели, что из дома вышли несколько человек и остановились. Потом все ушли, затем все опять вернулись и стоят неподвижно. Явно на нас смотрят. В такие моменты хочется раствориться в окружающем мире, даже стал жалеть, что мы не в камуфлированной одежде.

9:43. Подойдя вплотную к посёлку, огибаем выступ берега, оставляем позади административный домик и продолжаем вдоль берега двигаться дальше по своему маршруту. А по берегу тянутся различные постройки этого посёлка. То и дело видим людей. Несколько раз видели, что к воде в нашем направлении не спеша идёт человек.

10:10. Берег наконец-то обрывается, дальше обширная губа Лауш. Проходим мимо крайней постройки посёлка. Рядом с ней на берегу ходит человек в ярко-зелёной фуражке. Офицер! Он то ли звонит куда-то, то ли фотографирует нас телефоном. Вот он нас окрикивает и жестом показывает, что нам надо причалить. …..!!!!!! Как бы наш поход сейчас не завершился! …..!!!!!!

10:17. Заворачиваем за мыс и причаливаем. К нам подходит молодой человек в форме, лейтенант. Представился. Вежливо спрашивает, уведомляли ли мы пограничные органы о нашем плавании. Я отвечаю, что послал e-mail, что, разумеется, было чистейшей правдой. Вот только каков ответ этих органов я не знаю. Лейтенант проверил наши паспорта и вернул их нам, чем немного меня удивил (я привык, что инспектора ГИБДД всегда документы водителя держат в своих руках). Потом говорит, что согласно приказа ФСБ номер 515 с 1 февраля 2013 выход в Баренцево море осуществляется только с разрешения пограничных органов. А т.к. мы такое разрешение предъявить не можем, то мы являемся нарушителями режима и надо проследовать для составления протокола об административном правонарушении. Всего минут 30.

Тут подъехал УРАЛ. Лейтенант сразу предлагает загрузить в него наши лодки и ехать к нему в штаб оформляться. Мне показалось, что это выглядит как снятие с маршрута, а это единственное, чего я опасался. Я спрашиваю, можно ли лодки оставить прямо тут на берегу? Лейтенант говорит, что можно. Тогда я предложил, что бы из нас двоих поехал бы на оформление только один, а второй пусть тут на берегу сидит. А вот это невозможно, т.к. нам надо будет подписывать бумаги. Мы спросили, часто ли тут проплывают такие же как мы. Лейтенант ответил, что в прошлом году было тихо, а в этом году таких как мы очень много.

Вытащили лодки из воды (сейчас максимальная вода). И прямо в мокрых гидриках, юбках и спасжилетах идём к Уралу. Фотоаппарат с собой я брать не стал, что бы никого им не раздражать. Лейтенант предлагает нам залезть в кабину, но Олег говорит, что мы мокрые, и нам лучше будет в кузове. Залезли в кузов. Поехали. Жутко трясёт, под тент с дороги летит пыль. Вот и сбылось желание Олега пообщаться с пограничниками.

Приехали, выгрузились. Перед нами тот самый административный домик. Лейтенант просит нас подождать во дворе на скамеечке.  А сам с телефоном у уха куда-то уходит. Сидим, ждём, с тоской  смотрим на море. Минут через 40 лейтенант меня вызывает. Захожу в домик, тут очень уютно, сделан хороший ремонт, очень чисто. А кабинет лейтенанта так вообще полноценный офис с хорошей офисной мебелью и оргтехникой. Лейтенант просит у меня паспорт, и что-то не спеша начинает набирать на компьютере. Я тем временем пишу объяснительную записку, суть которой заключалась в том, что я прибыл на полуостров Рыбачий с туристической целью, а о действующем режиме не знал. Тут вошёл какой-то младший чин (кажется прапорщик) и доложил лейтенанту, что вертолёт вылетел и скоро будет здесь. Потом, обращаясь ко мне, добавляет, что сейчас нас с нашими лодками погрузят на вертолёт и отправят в Мурманск разбираться во всех обстоятельствах произошедшего. И сразу спрашивает, не хочу ли я чаю? Мда, кажется, попали….  От чая при таком раскладе я, разумеется, отказываюсь. Прапорщик вышел. Лейтенант сразу говорит мне, что это была шутка. Не спеша закончив оформление, лейтенант возвращает мне мой паспорт и просит позвать Олега.

Олег в это время во дворе уже наладил контакт с обитателями посёлка. Когда Олег зашёл в дом, то нас отвели в небольшую столовую, налили горячего чаю, поставили перед нами вазу с конфетами и печеньем, а также со свежим хлебом. Мы плюхнулись на мягкие скамейки и чисто на автомате положили наши кепки на стол. И тут же получили замечание, кепки со стола пришлось убрать. Лейтенант взял у Олега паспорт и дал ему бланк для объяснительной записки и мою записку как образец. Олег всё быстро написал. Сидим, потягиваем чаёк. Олега от окружающей армейской обстановки буквально распирает от восторга, Олег снова в армии! Вдруг в столовую вбежал тот самый младший чин и попросил копошившегося на кухне парня подготовить для лётчиков салатики. Опа! Значит, вертолёт всё-таки летит! Я вскочил, и начал ходить по кухне. Нам предлагают угоститься фруктами, тут у них целый ящик с яблоками и апельсинами. Взяли себе по яблоку.

Тут вошёл лейтенант, вернул Олегу паспорт и пригласил нас к себе в кабинет на зачитывание постановления. А у меня из головы всё не идёт тот вертолёт. В присутствии свидетелей лейтенант не спеша начал зачитывать постановление в отношении меня. У меня сложилось ощущение, что лейтенант намеренно затягивает время до прилёта вертолёта. Мы все всё подписали. Потом было зачитано постановление в отношении Олега. А с улицы уже слышен гул винтов. Лейтенант неторопливо перекладывает какие-то бумажки. Олег как ни в чём ни бывало уже с ним треплется об армейских делах,  при этом не забыл спросить, когда тот закончил училище. А мне уже просто дурно. И тут лейтенант говорит, что мы можем быть свободны. Раскланиваемся, выходим на улицу. Подлетает вертолёт, Ка-32. Олег предлагает посмотреть, как он будет садиться. Я чуть ли ни силой выталкиваю Олега за территорию посёлка.

Идём по грунтовой дороге по тундре вдоль посёлка к нашим лодкам. До них чуть больше 2-х км. Рассказал Олегу про шутку с вертолётом и мои опасения на этот счёт. От души поржали. Согласно постановлению мы должны оплатить штраф в размере 300 рублей каждый. Кстати, по подсчётам Олега лейтенанту не больше 24-х лет, причём он хоть и самый главный в этом посёлке, но по возрасту скорее всего самый младший. Вот такая служба. Кстати, служат они тут вахтовым методом.

В придорожных кустах копошился какой-то дед, наверное, ягоды собирал. Спрашивает, далеко ли мы собрались и не наши ли там лодки лежат? Мы говорим, что идём на каяках вокруг полуострова. Дед говорит, что он старый моряк, и сразу пытается рассказать нам про опасность плавания по морю на таких лодках. Т.к. я эту пластинку уже много раз слышал (как на русском, так и на английском), то мы просто проходим мимо.

За нами по дороге едет знакомый нам Урал. Сходим с дороги и пропускаем его. Но он останавливается рядом с нами. Водитель говорит, что ему поручили нас задержать и доставить обратно в посёлок. Вот блин!!!!!!  Залезаем в кабину. Водитель, кажется, не меньше нашего расстроен тем, что нас не отпускают. Говорит, что обычно составляют протокол и без проблем отпускают, а у нас видимо что-то не так с документами. Нас довезли до лодок, лежат. Мы скинули спасжилеты и юбки, и залезли опять в Урал. Я спросил, улетел ли вертолёт? Оказалось, что вертолёт ещё здесь. Чёрт! Не иначе прилетел какой-то начальник и пользуясь случаем решил разобраться с нами лично. Едем обратно в посёлок. Самое ужасное лично для меня заключалось в том, что никогда неунывающий Олег вдруг  загрустил. Подъезжаем к хорошо знакомому нам административному домику. К нам навстречу выходит лейтенант и говорит, что из Мурманска пришёл ответ на счёт нас. Оказывается, что на мой запрос, посланный в пятницу вечером перед отъездом, получен положительный ответ, а значит мы ничего не нарушаем, и постановления об уплате штрафа можем порвать.  С радостью жмём лейтенанту руку. Лейтенант говорит, что машина сейчас будет занята, но если мы подождём, то нас потом отвезут к лодкам. Благодарим, отказываемся и быстро покидаем посёлок. Постановления, разумеется, выбрасывать даже не думаем, оставим их себе на память. В моём постановлении есть фраза, которой я могу гордиться: «… осуществил выход в акваторию вод Баренцева моря … в пределах внутренних морских вод, где установлен пограничный режим на маломерном судне…», а ниже стоит печать ФСБ. Это будет покруче, чем справочки, которые выдаёт МКК.

13:20. Мы опять у своих лодок, перед нами всё та же губа Лауш, поход продолжается. Мы потеряли ровно 3 часа, но не жалеем. Мы приехали за впечатлениями, и мы их получили, к тому же закончилось всё как нельзя лучше.

Когда нас в 10 утра остановили, то вода была максимальная, а теперь мы имеем минимум и отделены от воды каменистой отмелью поросшей водорослями.

Кое-как выбрались на воду и направились вглубь губы.

Там я запаковал паспорт, и мы двинулись вдоль берега дальше по нашему маршруту. Пересекать бухту напрямик нет никакой возможности, так как опять раздуло и даже на небольшом удалении от берега волны выглядели очень злобно. Начиная с этой губы у нас началась северная часть маршрута, самая сложная.

Отойдя немного от посёлка начинаем искать место для перекуса. Но мы повсеместно отделены от галечного берега обнажившимися из-за отлива скалами, покрытыми скользкими водорослями. Рельеф на берегу сильно изменился, теперь вместо каменных стен обширные зелёные поля. Ползём дальше вплотную к берегу, скорость около 4-х км/ч. Губа Лауш закончилась, втягиваемся в следующую губу. Берег по-прежнему каменистый. Опять видели внезапно возникающую волну.

15:36. Огибаем маленький скалистый мыс Логнаволок. Перед этим мысом небольшая скала. Устремляемся в образовавший пролив. Нас начинают преследовать ластоногие, они фырчат и громко ныряют, что добавило пару км/ч к нашей скорости.

15:50. Сразу за мысом Логнаволок причаливаем.

Тут наклонный галечный берег невообразимой высоты. Какие же тут волны бывают?

Выше на берегу трава. Отсюда хорошо виден посёлок Цыпнаволок. Делаем перекус. Уже пройдено 20 км при дневной норме в 15 км. Решаем встать тут на ночь, заодно понаблюдаем за ластоногими, которые тут живут.

Распаковываем лодки, я включил телефон. МТС отсутствует, зато есть уверенный приём МегаФон. Позвонил отцу, он залез в мою почту и зачитал ответ на мой запрос в пограничные органы. Пограничники мне ответили уже во вторник 20 августа. Ответ представлял собой скан официального ответа с подписью и исходящим номером. Сам текст был краток. Сообщалось, что моё обращение рассмотрено и по нему принято положительное решение. Также
указывалось на необходимость соблюдения условий, правил и режима в указанном районе.

Получил смс-ку с погодой. Завтра 22 августа ожидается +12..+14, дождь, умеренный ветер (5-6 м/с) ЮЗ, во второй половине дня усиление до 6-7 м/с СЗ. А послезавтра 23 августа ветер уже будет 10 м/с. Отец явно наловчился с прогнозами: уже и направление ветра стал указывать, а также проверяет последующие дни на предмет нелётной погоды (в качестве нашего метеоминимума я ему указал 8 м/с). На 24 августа ветер прогнозировался тоже
порядка 10 м/с. Таким образом у нас впереди как минимум два выходных дня.
Сообщаю об этом Олегу. Он сразу предлагает сегодня пройти ещё немного, что бы создать комфортный запас по времени. Загружаем лодки и двигаемся дальше.

Проходим ещё 6 км.

Вдалеке заметили моторную лодку, которая шла параллельным с нами курсом, но значительно мористее. Моторка сбавила ход, а потом и вовсе развернулась и пошла к нам. В ней несколько человек. Приблизившись к нам метров на 100, моторка вновь развернулась и понеслась своим прежним курсом.

В 18:00 финишируем в небольшой губе сразу за мысом Чёрный. Местность тут чрезвычайно живописная. Так же, как и на предыдущей остановке поражает высота галечного берега, а также высота, на которую заброшен плавник и разный мусор.

Немного пометавшись по берегу, поставили палатку среди скал
на очень уютной полянке.

Вдалеке на горизонте красовался Северный флот.

Весь вечер гуляли.

В палатке опять расчёты. Пройдено 24.7 км, вклад в маршрут 19 км. Осталось ровно 100 км и 7 дней. Новая норма 14 км.