31 августа, среда, 9-й день. 4 км.

Встали в 7:00. Сразу стали собираться. На море штиль, небо абсолютно безоблачное. Как уезжать, так хорошая погода! Кстати, хорошие условия для пересечения Святоносского залива.

Как это у нас часто бывает, только утром мы можем осмотреть то место, куда пришли накануне поздно вечером.

Хорошо виден Святой Нос.

Отчётливо виден маяк. Сейчас до него от нашей стоянки 12 км.

Гораздо лучше с нашего острова видны постройки Гремихи. Впечатляющее нагромождение многоэтажных железобетонных зданий.

8:59. Мимо нас прошёл небольшой кораблик со странным названием «КИЛ-31» и ошвартовался у причала, где полторы недели назад стояла «Еланская». Я ради интереса включил нашу радиостанцию и услышал, как в эфире кто-то с берега отчитывает капитана этого корабля за то, что он причалил к левой стороне причала, а не к правой. Капитан оправдывался, что не правильно понял команду, но успеет быстро разгрузиться и освободить причал.

9:44. По другую сторону нашего острова вся в дыму появилась «Еланская».

10:31. «Еланская» прошла через пролив Большие Ворота между островами Сальный и Медвежий. Несчастный «КИЛ-31» к этому моменту уже был изгнан и стоял на якоре в Святоносском заливе.

10:44. «Еланская» изрядно надымив причалила.

Нам надо переплыть от острова Витте к причалу, т.е. пересечь пролив Иокангский рейд, всего 900 м. На этом активная часть нашего похода заканчивается.

10:57. Мы уже на воде.

Яркое солнце, спокойное море. Решили немножко удлинить наш последний день и проплыть вдоль острова Витте, посмотреть заброшенные корабли. К сожалению, на осмотр многочисленных построек этого острова у нас времени нет.

11:10. На отмели попалось шасси от танка.

11:18. Большой корабль.

Как это обычно бывает, с каяка корабль кажется просто гигантским.

На мостике виднеется остов артиллерийской установки.

В борту во многих местах сделаны прямоугольные отверстия для извлечения оборудования.

Интересно, при каких обстоятельствах этот корабль оказался выброшенным на берег острова в нескольких сотнях метрах от базы?

11:37. Берём курс на берег. Там тоже есть интересные кораблики. Те самые, мимо которых мы проплывали в первый день. Опрокинулись и затонули прямо у причала.

Рядом у берега ещё один кораблик.

11:55. «Еланская» на месте.

11:59. Всё. Причаливаем там, где стартовали 9 дней назад.

12:08. Мы с Олегом сразу пошли в кассу выкупать билеты, которые для нас любезно забронировал Виктор Васильевич. Касса располагается на первом этаже здания, которое было хорошо видно с нашей последней стоянки.

В помещении кассы за последние 20 лет видимо мало, что изменилось, но это даже приятно.

14:20. День выдался на удивление тёплый и тихий. На море просто идиллия. Хорошая погода, а мы уезжаем.

Мы уже готовы к погрузке. Осталось только перетащиться на причал.

Мы с Наташей прогулялись по Островному. Рядом с причалом есть автобусная остановка.

От причала идёт улица Адмирала Устьянцева.

Средняя школа №281.

Памятник военным строителям.

Памятник Ленину.

Памятник какой-то штуковине.

На дороге, которая ведёт из Островного в Гремиху, стоит олень, символ Гремихи.

Именно этот олень и был целью нашей небольшой прогулки, совершённой по настоянию Наташи.

Между Островным и Гремихой протекает ручей, берега которого поросли кустарником и маленькими деревцами. На дальнем от нас берегу многие деревья совершенно лишились листвы. Середина осени! И это 31 августа!

Когда мы с Наташей вернулись к нашим рюкзакам и лодкам, то рядом с Олегом сидел пограничник. Отругал нас за то, что окончив плавание мы не отзвонились. Взял с нас честное слово, что больше мы не будем забывать об уведомлении не только выхода в море, но и о завершении маршрута.

17:54. Наши лодки грузят в трюм.

На причале долго болтали с Виктором Васильевичем. Он сказал, что Святоносский залив не очень приятно место для плавания, потому что в центре наблюдается интерференция волн пришедших из открытого моря и отражённых от скал полуострова, а в вершине залива очень мелко и каменисто, там очень мощный прибой, и там побилось много людей. Т.е. пересечение залива напрямик было правильным решением. Так же Виктор Васильевич сказал, что имеет квартиру в Санкт-Петербурге и каждый год планирует уехать из Островного, но каждый год откладывает. Говорит, что из всех, кто уехал из Островного, очень многие вернулись, не выдержав суеты больших городов.

18:19. Мы уже на борту. Рюкзаки в каюте. С палубы пассажиры машут руками провожающим, которые находятся на причале. Провожающие с причала машут руками в ответ. Мы машем руками Виктору Васильевичу.

18:50. Уже отчалили. Фотографируем ставшими родными окрестные пейзажи. Остров Медвежий, на который мы так и не высадись …

Вершина Святоносского залива и грустный «КИЛ-31» на якоре…

Полуостров Святой Нос…

Погода сейчас абсолютно тихая, солнечная, тёплая, ласковая. Но это не должно вводить в заблуждение относительно местного климата, т.к. завтра по прогнозу ветер 8-13 м/с и дождь.

На палубе много людей. Разговорились с одним мужчиной лет 35. Семья у него в Питере потому, что там ребёнок ходит в хорошую школу. А сам он живёт в Островном и места эти любит. Совершает дальнобойные пешие прогулки по местной тундре.

В этот раз наша каюта располагается на носу корабля, двигатели почти не слышны, зато хорошо слышен шелест волн, расталкиваемых в разные стороны носовой частью корабля. Шелест не равномерный, по своему характеру напоминает прибой.

Пока есть сотовая связь позвонили в «Деловые линии» и заказали машину к проходной Рыбного порта на 13:00.