День 6. Пятница, 21 августа, 34 км.

Встали в 7:00. Светло. Осматриваем место, где мы оказались.

Вид в сторону Турьего мыса, откуда мы приплыли.

Жарко. Все вымылись в скальных лужах. Мы с Олегом в близлежащих, а Наташа с полотенцем ушла куда-то совсем далеко, и мы не видели, чем она занимается.
9:25. Отправились на прогулку по нашему острову в сторону маяка.

Маяк расположился на старой деревянной вышке, которая раньше была, видимо, геодезическим знаком.

От маяка открывается вид на устье очень известной среди туристов-водников речки Умба.

В августа 2011-го мы сплавляясь по ней, поэтому очень хочется сегодня навестить эту речку.
Я достал планшет, интернет разумеется появился. От прогноза погоды аж дух захватывает, думаю многие путешественники бы позавидовали такой погоде.

9:47. Возвращаемся к лодкам. Лес – красив!

11:55. Уже готовы к старту. Долго же мы ковыряемся. Тёплая погода как-то расслабляет и замедляет.
Наташа потребовала, что бы я её сфотографировал с веслом в рукам рядом с лодками. Зачем?! Позади уже пять дней похода и у неё уже есть как минимум штук 200 фотографий, где она в лодке и с веслом. Но с женщинами лучше не спорить.

11:59. Отчаливаем. Погода космическая, море ласковое.

У меня сразу после отчаливания возникли проблемы со скегом, не получалось его выдвинуть. Скорее всего опять попал камушек, как в июне 2014-го в Онежском заливе. Пришлось причалить обратно, ощупал нишу скега со стороны днища – чисто, посторонних предметов нет. Открыл грузовой отсек, подвигал шмотки – скег заработал. Значит просто передавил тросик.

12:19. Идём вдоль нашего Вольострова.

Оказываемся в губе Сосновая, на противоположном берегу которой и располагается устье Умбы.

Тут относительно оживлённое судоходство. Перед нами прошёл буксир.

В глубине бухтя на якоре стоит более крупная посудина.

Много моторок.

13:44. Заходим в устье Умбы. На берегах людно. Это и туристические группы, закончившие сплав по реке, это и местные жители, которые тоже наслаждаются необычайно ласковой погодой.

13:55. Поднявшись по Умбе буквально на 600 метров открывается отличный вид на старинную деревню Умба и на величественные берега.

Поморская деревня Умба является одним из старейших поселений Кольского полуострова, впервые упоминается в 1466. В 1898-м году поблизости от деревни возник рабочий посёлок при Умбском лесопильном заводе, появился небольшой грузовой порт. Со временем этот рабочий посёлок перерос в размерах оригинальное поморское село и с 60-х годов ХХ века тоже носит имя Умба. Причём в народе его называют Новая Умба. Ну а поморскую деревню, которую мы наблюдаем, соответственно, стали называть Старая Умба.

Мы с Олегом причаливаем и набираем в наши ёмкости пресную речную воду, которую, учитывая близость моря, предварительно попробовали на вкус. Так же обращаем внимание, что мы путешествуем вдвоём, т.к. Наташи с нами больше почему-то нет. Только что набранную воду после приготовления ужина вылили, т.к. она оказалась всё-таки солоноватой, а Наташа, как потом оказалось, ждала нас на пляже у входа в речку.

14:13. Мы с Олегом двинули вверх по течению.

Перед нами деревня Умба, вдали виден мост и бурная шивера. Там мы сплавлялись в 2011-м.

Деревня располагается на склоне у самой воды, за счёт чего выглядит чрезвычайно романтично.

Домики старые, многие покосившиеся. Но есть подремонтированные, со свежей отделкой и кровлей и пластиковыми окнами. Есть абсолютно новые.

В деревне есть своя церковь.

14:24. Налюбовавшись речкой Умба и одноимённой старинной деревней разворачиваемся и идём обратно к морю.

14:38. И вот мы снова в море.

Нашли Наташу на берегу у местного кладбища. Как выяснилось, она не хотела грести против сильного встречного течения.

15:08. Гребём вдоль берега на запад. По-прежнему солнечно и тепло. На берегу много отдыхающих туристов.

15:26. По-прежнему хорошо виден Вольостров, а за ним в дымке – мыс Турий.

По-прежнему припекает.

15:58. Перед нами мыс Аннин крест. Там, как и в 2011-м,  мы хотим осмотреть каменный лабиринт. На карте это место подписано как изба Ударник.

16:13. На самом мысу кипит жизнь: видны постройки, моторные лодки, люди. Тут какой-то пункт, связанный с ВМФ, развевается Андреевский флаг.

16:20. Причаливаем. К нам сразу вышел молодой мужик, представился Петром. Говорит, что живёт тут. Тут же его жена, и ещё какой-то рыбак. Пётр попросил свою жену отвести нас к лабиринту. Очень любезно, хотя мы и так знаем, где находится лабиринт.

Лабиринт на месте.

Вышка и антенна тоже на месте. Помнится в 2011-м году нас просили их не фотографировать.

Потом жена Петра отвела нас обратно к домикам.

Разговорились с Петром. Он поинтересовался, где мы собираемся ночевать. Мы сначала не поняли, к чему он клонит. А потом оказалось, что весь берег от мыса Аннин Крест и до Порьей губы буквально кишит медведями. На тони они приходят по три раза на дню, причём не поодиночке, а целыми медвежьими семьями. Поэтому Пётр порекомендовал вставать на островах. Но острова тут все заповедные, а егерь – очень злой, кличка у него «хохол». Тогда он предложил вставать на тонях. Ещё как вариант он предложил встать прямо перед Порьей губой под деревянным щитом «заповедник». Там открытое место, деревьев нет, кустарника мало, медведи такое не любят. Мы там стояли в 2011-м.
На берегу у лодок съели наш перекус. Пётр звал нас расположиться у него за столом, но нам на брёвнышке у воды как-то уже стало удобнее и даже вкуснее. Пётр попросил нас не мусорить. Говорит, что недавно у него на осмотр лабиринта останавливалась группа катамаранщиков, они с его разрешения устроили обед рядом с лабиринтом, а потом уплыли. Когда же Пётр поднялся к лабиринту, то обнаружил там кучу мусора.

17:58. Прощаемся с Петром, благодарим за информацию по медведям. Отчаливаем, огибаем мыс,  наблюдаем с воды крест и антенну.

Находимся в весьма озадаченном состоянии. Мы уже свыклись с мыслью, что медведей в этом году больше, чем обычно и надо проявлять осторожность. Но то, что побережье вот так прямо кишит ими, будто это не медведи, а какие-то мелкие грызуны, для нас стало неприятной новостью. Гребём вперёд и думаем, где бы тогда встать. Можно на тоне. Их тут много, буквально через каждый километр встречаются. Но разумно предположить, что эти самые тони и являются объектом притяжения медведей. Всё-таки запах рыбы. Пётр говорил, что у его друга медведь несколько раз в клочья разрывал надувные лодки, на которых тот рыбачил. У нас каяки рыбой не пахнут, но в них всё равно едут продукты. Вряд ли мишки при осмотре наших лодок проявят аккуратность.

18:16. Берега по-прежнему красивы, но теперь мы начинаем ощущать исходящую от них опасность.

18:43. Начинаем пересекать губу Лов.

На мысу перед губой тоня и собака.

19:08. На противоположном берегу губы тоже есть тоня. Мы на неё посмотрели с воды, выглядит мрачно, двинулись дальше.

19:38. Следующая тоня. На карте подписана как Новая, но Пётр её называл Ручейная. Именно на этой тоне он нам рекомендовал остановиться на ночь.

Вылезаем. Осматриваемся.

Всё выглядит так, будто люди отсюда ушли час полчаса назад.

Дом, как это принято на Белом море, не заперт.

Рядом ручей.

Решили немного прогуляться по берегу вперёд по ходу нашего движения. На песке сразу увидели медвежьи следы, большие, а рядом маленькие. Рассуждаем, имеет ли смысл здесь останавливаться на ночь. Избы от медведей нас конечно защитят, но как быть с лодками? Их в избу не занесёшь. По этой причине лучше встать на острове, но незаповедных островов тут нет вообще ни одного. Однако наши сомнения разрешились сами собою. Когда возвращались к лодкам, то на берегу увидели медведя. Лодки оказались между нами и им. Медведь, увидев нас, сразу скрылся в лесу. У нас же все сомнения насчёт заповедных островов мгновенно испарились. Прыгаем в лодки и берём курс на ближайший остров.

Рядом с тоней Ручейная (Новая) есть ещё тоня Шомбач. Пётр говорил, что они её перестали посещать из-за обилия медведей.

21:17. Дошли до двух островов, которые называются Крестовые. Один маленький, другой большой. За ними панорама Порьей губы.

Высадились на большом острове. Он ужасен, кругом искорёженные куски скал, передвигаться по нему крайне сложно. А ещё мы нашли медвежий помёт!!! Причём свежий!!! Вот те раз! Но выбора у нас нет, придётся ночевать на этом острове. Ужин решили не варить.
Т.к. мы теперь боимся одновременно как медведей, так и злого егеря, то и меры предосторожности пришлось применять комбинированные. Лодки и палатки мы спрятали так, что бы их с воды не было видно. Это на случай, если егерь на моторной лодке будет делать объезд своих необъятных владений. Запасы еды мы из лодок вытащили и сложили отдельно. Это на случай, если мишка решить их распотрошить. В этом случае есть шанс, что лодки уцелеют.
За этот день прошли 34 км. Будильник на 7:00.
Из-за того, что остров заповедный я чувствую себя не в своей тарелке. Скорее бы отсюда уйти.