День 4, 22 июня, о. Русский Кузов – о. Немецкий Кузов, 19 км.

Встали в 7:40. Тепло, тихо, море спокойное. Возле острова Куричья Нилакса море тоже абсолютно гладкое.

Позавтракали, набрали пресной воды.

11:00. Отчаливаем. Поздновато, но сегодня и плыть особо некуда. Наша цель – Немецкий Кузов, но предварительно хотим обойти все близлежащие острова архипелага. Погода штилевая.

11:09. Проходим пролив рядом с островом Куричья Нилакса. Всё спокойно, но на поверхности воды всё же заметное небольшое движение воды.

11:21. После Куричьей Нилаксы море вообще превратилось в еле колышущийся кисель.

11:31. Проходим проливчик между Русским Кузовом и островом Лодейным.

11:44. Наша первая цель на сегодня – остров Верхний!

Кузова с непривычного для меня ракурса.

12:02. Остров Верхний! Высаживаться не планируем, обходим со стороны моря!

В воздухе появились пингвины! Летающие пингвины!

Вы когда-нибудь видели летающих пингвинов? А вот я видел. А вообще это гагарка.

И их тут, на Верхнем, много.

По мере нашего следования вдоль острова Верхний в воздух поднималось всё больше и больше птиц. Сейчас у них период гнездования, а мы их спугнули. Орнитологи нас бы поубивали за это. Потом уже выяснилось, что до 15 июля на эти острова из-за гнездования птиц высаживаться запрещено. Но тогда мы этого не знали.

Одна из гагарок на нас смотрела явно с укором.

Первый раз видим на Белом море птичий базар. Пусть и не такой многочисленный как в Арктике, но всё же базар.

Кстати, гагарка она только в полёте выглядит как пингвин. Когда же сидит на камне – то вполне нормальная птица.

12:35. Мы уже плывём мимо острова Средний. Тоже всё в птицах.

12:38. Мы между островами Средний и Жилой. Скорость у нас 10 км/ч! Угодили в какую-то попутную струю!

12:44. Проходим остров Жилой. На поверхности моря мечутся струйки.

В сотне метров от острова видна полоса с волнами.

12:59. Следующая цель  – остров Олешин. Там планируем высадиться и погулять.

Пока пересекали пролив между Жилым и Олешиным, то нас течением ощутимо отнесло к западу.

13:16. Причалили к Олешину со стороны моря.

Здесь есть лабиринт, который мы с Женей Сологубом нашли в 2014-м, когда шли на Соловки. Мы причалили как раз в ближайшей к нему точке, если я конечно, как в случае с сейдами на Русском Кузове, ничего не напутал.
Сначала сделали перекус.

13:59. Мы уже на вершине острова. Виды, как всегда, роскошнейшие!

14:04. Лабиринт на месте.

14:44. Мы уже на воде. Обходим остров Олешин.

Берём курс на Немецкий Кузов.

Точнее на пролив между островами Вороньими и Немецким Кузовом.

15:08. Когда мы уже готовы были войти в пролив между Вороньими и Немецким Кузовом, то на соседнем крошечном острове Чернецкий я заметил странный силуэт. Знаменитый Камень-трон!

Фотографии этого камня, не очень давно энтузиастами поставленного вертикально, частенько мелькают в интернете. И вот мы на него наткнулись. Сразу причалили и пошли смотреть и лазить.

15:30. Когда мы уже собирались отчаливать, то к нам подошла моторная лодка с тремя человеками. Они назвались смотрителями архипелага Кузова. Самый главный из них – Иван, в красной шапке. Сказали, что весь архипелаг взят в аренду, палатки можно ставить только в специально отведённых местах и за деньги. Стоимость стоянки – 500 рублей с человека в сутки.

15:48. Едем дальше. Наконец-то входим в пролив между Немецким Кузовом и Вороньими островами. На берегу лежит разбитый карбас.

15:57. Между Вороньими островами на низменной перемычке видна беседка с красной табличкой.

С любопытством причаливаем.

Тут не одна, а даже две таблички!

Синюю табличку я ещё в 2014-м видел в разных местах Немецкого Кузова. А красную вижу впервые.
Есть указатель.

Есть туалет.

Т.е. оборудованная стоянка. Мы даже посидели немного на скамеечке за столом.

16:10. Отчаливаем.  Проплываем мимо избы, где живут смотрители. Изба стоит на берегу Немецкого Кузова как раз напротив низменной перемычки с беседкой.

16:17. Выходим в пролив между Кузовами.

Ищем удобную стоянку. Стоянка у родника занята большой группой.

16:50. Встали на оборудованной стоянке между родником и избой смотрителей.

Устраиваем тест-драйв лодок. Я не без удовольствия покатался на Баффине Наташи. Очень правильная лодка. А главное — без руля! Я уже стал ярым противником этого устройства. Только внешний вид портит.
Потом Олег катался на моей лодке. Я получил возможность увидеть свою лодку со стороны. Руль явно лишний.

После Олега на моей лодке каталась Наташа.

18:05. Обживаем нашу стоянку. Тут целый комплекс бивачных построек, расположенный сразу на нескольких смежных полянах.  Столы, скамейки. На скамейках написано «База комплексной северной экспедиции Российского Географического Общества».

Мы сразу отправляемся на плато сейдов, благо, что оборудованная тропа начинается прямо на нашей стоянке.

Но по этой тропе мы поднялись на невысокую скалу, потом спустились с неё и вышли к избушке смотрителей, которая напротив Вороньих островов.

Мы спросили Ивана. Нам ответили, что он пошёл к нам на стоянку. Видимо разминулись. Оставшийся в избе смотритель сказал, что для того, что бы попасть на плато сейдов, надо пройти от их избы по тропе вдоль берега почти до того места, где на берегу лежит разбитый карбас. Там где-то будет красная табличка и оборудованная тропа вверх на плато.  Мы сфотографировали плакат и пошли в обозначенном направлении.

18:40. Нашли отворот от торопы и полезли вверх. Тропа к сейдам оборудована верёвками.

Набор высоты происходил стремительно. Буквально пара минут и мы уже вне зоны леса. Сразу открылся хороший вид на Соловецкий монастырь, до которого от нас сейчас 20 км.

Только мы начали подниматься, как нас настиг смотритель Иван в своей фирменной красной шапке, и дальше мы уже перемещались под его руководством. С этого момента у нас началась экскурсия.

Кстати, мы немного спутали Ивану карты, т.к. по экскурсионному маршруту мы начали двигаться в обратном направлении, т.е. от конца к началу. Пологий склон, по которому мы поднялись от разбитого карбаса, обычно используется для спуска. А тропа по почти вертикальной скале, до которой мы не дошли, используется для подъёма. Но в любом случае мы наконец-то на плато сейдов. В 2014-м мы его найти не смогли.

На плато сейдов есть и свой лабиринт, но он не подлинный, новодел.

С плато хорошо видны морские течения.

В сторону Русского Кузова виды просто умопомрачительные.

19:51. Уже спускаемся. Причём по очень крутой тропе, предназначенной для подъёма.

Иван на этих скалах чувствует себя абсолютно расковано, иногда даже смотреть на него страшно.

Мы тоже стараемся не отставать.

20:20. При спуске на границе зоны леса увидели скалу, в которой без труда угадывается человеческое лицо, а при определённом воображении можно увидеть ещё два.

20:43. Остатки чьей-то хижины.

20:45. Большой чёрный камень, хорошо видный с воды. Самый большой из валунов, имеющихся на острове.

20:47. Ещё один камень, поставленный озабоченными гражданами вертикально.

20:52. Спускаемся по удивительно ровной скальной полке.

20:54. Мы уже в нашем лагере. Расплачиваемся за стоянку и за экскурсию. Иван выдал квитанцию.

Когда Иван ушёл, то мы начали варить ужин. К сожалению воспользоваться для этого шикарнейшей обстановкой нашей оборудованной стоянки мы не смогли из-за мошки. Пришлось кашеварить на песочке возле лодок у воды.
Прогноз погоды на завтрашний день: ветер 5-6 м/с, порывы до 10 м/с, температура воздуха +19..+21, солнечно, без осадков.