29 июля, пт, шестой день.

Днёвка

Устроили днёвку с баней. Решали как быть дальше с травмированным участником. Наташа могла ходить только опираясь на костыль, который смастерил Стас. Проработали вариант эвакуации Наташи с маршрута. Но решение оставили на утро.

30 июля, сб, седьмой день.

Н.п. Погост – мост через Умбу – морские пороги (Паялка, Горка и пр.) – мост в деревне Умба – берег Белого моря близ устья Умбы, 21 км.

Утром Наташа попросила всё-таки эвакуировать её. Доплыли до деревни Погост. Нашли машину. Посадили туда Наташу и Андрея. Андрей вызвался съездить с Наташей в Кандалакшу, там посадить её на поезд и вернуться к нам на речку.

Ну а мы в сокращённом составе пошли дальше.

В 12:00 мы уже были у автомобильного моста. У моста куча групп, которые разбирают свои катамараны и байдарки. Время от времени приезжают местные буханки, водители  разыскивают «свои» группы.  Ну а мы пошли дальше.

Порог Паялка оказался очень мощной шиверой с хорошими валами и бочкой на основной струе. Осмотрели справа. Я обошёл всё это безобразие под правым берегом. Остальные обнесли первую половину порога и стартовали с середины. Пороги, честно говоря, уже всем надоели, хочется в море.

Буквально метров через 100 следующий порог. Менее мощный, но более каменистый. Осмотрели справа. Я порог осматривал не очень внимательно, т.к. от порогов уже было просто дурно. Прошёл по траектории, которую предложила Маша. Нормальная траектория оказалась. Внизу порога на надувной лодке возился с сетью рыбак. Я поставил его на страховку. Порог все прошли нормально.

Через 100 метров опять порог. Во попёрло то! Ну сколько можно?! Опять вылезать, опять смотреть. На этот раз всё совсем просто: чистая струя с высокими валами (некоторые метра полтора). Сначала прошёл я. На некоторых валах я аж взлетал. Испытал  ощущение, которое бывает, когда на машине быстро проезжаешь горбатый мост. Потом прошли все остальные.

После этого порога речка изменилась. Берега вдруг стали высокими, стали появляться скалы.

20:30 причалили перед мостом у левого берега в деревне Умба. Здесь дожидаемся Андрея, который уже был в пути к нам из Кандалакши. Сразу за мостом длинная шивера, которая уходит куда-то за поворот. Ну а вдали уже виднеется море!

21:30. Приезжает на такси Андрей. Мы сразу садимся в лодки и сплавляемся по шивере. Внизу шиверы останавливаемся и почти посреди деревни на глазах у местных жителей набираем воду. Из-за появившихся канистр мне пришлось перепаковать пол лодки.

22:30. Уже плывём в сторону моря. Оно совсем рядом! Буквально пара сотен метров!

Ну наконец-то!!! Берега слева и справа исчезают, преодолеваем каменистую отмель и оказываемся в полной тишине! Море! Штиль! На небе застывшие облака, подсвеченные зашедшим солнцем. Красота! Мы в Кандалакшском заливе! На востоке видим высокий и живописный берег Турьего мыса. До противоположного Карельского берега около 40 км, он не виден, поэтому складывается впечатление бескрайних просторов!

Мы поворачиваем на запад в сторону Кандалакши. Идём мимо скалистого берега. В глубине первой же бухточки разглядели группу катамаранщиков, которые, судя по всему, отмечают окончание сплава по Умбе. Мы прошли ещё немного и встали на мысу в тундре. На берегу большие камни, покрытые водорослями. На некотором расстоянии от берега рыбацкая изба.

Варим ужин. Очень холодно.

Т.к. день был очень тяжёлым и нервным, то решено утром вставать попозже, т.е. в 9:00. Послал смс-ку в Колвица-Тур о том, что мы уже в море. МТС тут есть.

После ужина я установил на лодке руль, собрал морское весло, а весло TNP наоборот разобрал. На этом конвертация Юкона из сплавной лодки в морскую завершена. С удовольствием вдыхаю запах тундры. Очень холодно, всего +8. Над морем разносятся вопли катамаранной группы. Мимо нас постоянно проходят моторки местных рыбаков.

В скалах есть много небольших луж с пресной водой.