31 июля, вс, восьмой день.

Пройдено 15.9 км.

Я вылез из палатки в 9:30. Тепло, +16, давление 765 мм.рт.ст., влажность 63%, ветер 2,2 м/с, порывы до 2,7 м/с.

Собирались долго, т.к. хорошая погода и отсутствие впереди порогов сразу как-то расслабили. У прибрежных скал в воде нашли много маленьких морских звёзд.

Наша сегодня задача подойти как можно ближе к заповеднику, что бы на следующий день его перепрыгнуть.

13:30. Отплыли. Хорошая попутная волна. На берегу тайга, которая подходит прямо к морю, много скал.

14:30. Проплываем мимо высокого мыска, на котором расположена деревянная вышка. Предполагаем, что это мыс Анин Крест, на котором располагается лабиринт. На берегу замечаем пару домиков и людей. Подплываем к людям, спрашиваем про лабиринт. Нам сразу докладывают, что сегодня день военно-морского флота, а у них ничего для этого нет. Ну а лабиринт, конечно же, тут. Огибаем мыс и причаливаем в бухточке с песчаным берегом. Бухта мелкая, дно тоже песчаное, на нём много отдельных камней.

На картах мыс Анин Крест не подписан, видимо это какое-то народное название.

Один из аборигенов встречает нас, указывает на тропинку, по которой можно дойти до лабиринта и уходит. Как потом выяснилось, они оба тут работают на вышке и являются гражданскими работниками флота. Наверное, просто вышку сторожат.

Саша остаётся с лодками, а мы уходим на прогулку. Тропинка идёт по лесу.

Мы же с неё свернули в сторону моря и поднялись на небольшую горку. Отсюда на фоне моря видна вышка, рядом с ней сооружены две скамейки, тут же деревянный крест. Прошли дальше и оказались на полянке, на которой маленькими камушками выложены кольца. Тут же мраморная доска, указывающая на то, что перед нами археологический памятник «каменный лабиринт», датируемый 2 тысячелетием до нашей эры. Тут опять как из-под земли появляется тот самый абориген, напоминает про день военно-морского флота и сразу переключается на лабиринт. Говорит, что надо загадать желание и войти в лабиринт. Если выйти удастся, значит желание сбудется. При этом сам он заявляет, что по лабиринту никогда не ходил, т.к. иных забот хватает. Подсказывает, с какой сосны лучше сфотографировать эти кольца. Начинаем всей толпой ходить по лабиринту. Между камнями уже протоптаны тропинки нашими предшественниками.

Возвращаемся к лодкам. Тут нас ждёт Саша. Идёт прилив, вода поднимается, пришлось подтащить лодки. Взяв с собой бутылку с огненной водой, он отправляется искать несчастного аборигена.

15:51. Снова гребём.

Ветер немного усиливается, волна становится сильнее. Тут выясняется, что Валю, первого номера на «Вьюне», уже очень сильно укачало. Андрей погрёб с ней к берегу. На карте тут мыс с горой высотою 21,5 м, отмечена изба. Т.е. судя по карте, мы подошли вплотную к границе заповедника. Граница где-то здесь, хотя не очень понятно где. Огибаем мыс и начинаем искать место для стоянки. У берега нам попадаются рыбаки, которые подсказывают, что лучше пройти ещё чуть-чуть вперёд и встать на полянке, на которой, по их словам, останавливаются все «наши». Спрашиваем у них, где начинается заповедник, они говорят, что там впереди будет табличка. Ну ладно, плывём вперёд, ищем полянку и смотрим табличку.

Где-то около 17:00 на берегу замечаем здоровенную досчатую надпись «заповедник». Тут же приемлемое поле для стоянки. Всё ясно, вот и граница, значит тут и встаём. Качаемся в нескольких десятках метрах от берега. В галечный берег очень качественно лупит не очень высокая, но злобная волна. Я поднял руль и пошёл причаливать. Когда уже до берега оставалась метров пять меня подхватила волна и буквально вонзила мою лодку в гальку. Потом я пару раз как следует получил по спине другими волнами и дождавшись волн поменьше пулей выскочил из лодки. Вполне забавно. Машу ребятам. Они все тоже без проблем причалили. Вот только на мои крики не вылезать сразу, а дождаться маленькую волну, никто внимания не обратил. В итоге байдарки вытаскиваем на берег вместе с солидными запасами морской воды внутри.

По рации сообщили Андрею, что бы грёб к нам. Валя в это время шла по берегу, а он плыл вдоль него. Вскоре мы были в полном составе.

Сделали перекус. За кустами нашли кострище. На берегу горы брёвен, среди них заметили гадюку.

Поставили палатки чуть восточнее указателя «заповедник», т.е. формально мы не в заповеднике. Хотя судя по карте мы всё же в него залезли. На самом указателе развесили сушиться шмотки. Чуть выше нашей поляны горелый лес.

К вечеру ветер немного ослаб, но сила прибоя, как мне казалась, осталась прежней. Интересно, как мы завтра будем отчаливать?

19:58. Я замерил параметры атмосферы:

Температура +14

Влажность 65,7%

Атмосферное давление 764 мм.рт.ст.

Ветер 1,7 м/с, порывы до 2,5 м/с.

Перед ужином я пошёл гулять. Пошёл по берегу обратно в ту сторону, откуда мы приплыли. На скалах кое-где встречаются небольшие лужи с пресной водой. Берег скалистый, лес низкорослый и редкий. Гулять одно удовольствие. Внизу в море на моторке копошились с сетями наши знакомые рыбаки.

С нашей полянки весь вечер наблюдали белух. Их ярко белые спины хорошо выделялись на фоне ярко синего моря. Хотя поначалу мы на них не обращали внимания и принимали за гребешки волн. Иногда мы видели одновременно три спины. Время от времени до нас доносился шум выдыхаемого белухой воздуха.

После ужина, когда начало темнеть я пошёл гулять, но на этот раз полез на скалу впереди по ходу нашего движения.

Опять попалось много пресных луж. Но все они, к сожалению, с застоявшейся водой, употреблять в пищу которую не очень хочется. Поднялся на гору, прибой внизу подо мной.

А прямо передо мной открылась панорама Порьей губы. Губа усеяна скалистыми полукруглыми островами. За островами в дымке виднеются горы. Потрясающе красивое место.

Если бы оно было открыто для посещения, то это был бы настоящий рай для туристов, совершающих морские походы. С горы удалось разглядеть сопки Карельского берега. А с нашей полянки он не виден.

Вечером в палатке к своему величайшему огорчению понял, что мой GPS-приёмник Garmin eTrex Hвключаться не хочет. А значит весь записанный трэк от самого Умбозера безвозвратно потерян. Также потеряны данные о пройденном расстоянии и средней и максимальной скорости сегодняшнего перехода. К счастью после похода Олег смог оживить мой приёмник и я списал с него трэк.