Маршрут: Кузема – о-ва Кислухи – о-в Камостров – о-в Якостров – о-в Южный Коловар – о-в Русский Кузов – о-в Немецкий Кузов – о-ва Седельные – о-в Большой Ревяжий – мыс Выгнавалок – Беломорск.

Протяжённость маршрута (расчётная) примерно 140 км. Средство передвижения: два одноместных туринговых каяка Prijon Yukon Expedition (длина 440 см, ширина 61 см, вес 27 кг).

Участники: Павел Лебедев, Константин Виноградов.

Автор текста: П.Лебедев.

Фотографии: П.Лебедев, К.Виноградов.

 

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ, сделанные после похода

О погоде

Самое главное в морском походе это погода. Для меня в предыдущих морских вылазках наиболее сложным всегда было определение такой погоды, когда плавание целесообразным уже считать нельзя. По результатам этого похода, эту грань я в дальнейшем буду определять по управляемости лодкой. Если лодка управляется хорошо, значит, какие бы не были волны и ветер ­– идти можно. Если в результате плохой погоды каяком больше управляет стихия, чем я, значит пора причаливать.

В случае сильного ветра я в будущем буду очень осторожно проходить рядом с островами, а также между ними, т.к. там направление и размер волн может быть очень непредсказуемым. Разумеется, это не касается случаев, когда я хочу причалить.

О снаряжении

На впечатление от волн очень сильное влияние оказывает лодка, на которой осуществляется плавание. Узкий с низко расположенным центром тяжести Юкон абсолютно равнодушен к короткой боковой волне, которую так не любят байдарочники. На нём в любых условиях чувствуешь себя очень уверенно. Границы опасного для Юкона существенно отодвинуты по сравнению с моей предыдущей лодкой (Свирь), которая, наоборот, была очень широкая и центр тяжести из-за штатных сидений располагался очень высоко.

Как видно из текста, к следующему морскому походу каяки будут доукомплектованы рулями, т.к. без них плавание при боковом ветре превращается в пытку.

Также есть желание вместо популярного нынче весла TNP приобрести морское весло. От него ожидаем уменьшения усилия при гребле, особенно при встречном ветре.

К следующему походу постараемся приобрести портативную погодную станцию. Т.к. на море всё зависит от погоды, то хотелось бы вести инструментальные измерения скорости ветра, а также атмосферного давления и его тенденции с целью прогнозирования погоды. Это повысит безопасность и сделает поход гораздо более интересным.

Очень сожалеем, что фотосъёмка с воды наиболее интересных и динамичных моментов крайне затруднительна. Думаем о приобретении герметичной видеокамеры с возможностью крепления на голове или на деке. Ещё как вариант можно купить компактный герметичный фотоаппарат и закрепить его на шафте весла посередине. Тогда можно будет фотографировать не выпуская из рук весла.

Хотелось бы к следующей вылазке на море приобрести помпу для откачивания воды из каяка. Она нужна в случае оверкиля далеко от берега, когда не получилось сделать эскимосский переворот.

Приготовление пищи мы традиционно осуществляли только на газу. Очень удобно. За весь поход костёр вообще ни разу не разводили. Все пустые баллоны вывезли и выбросили в мусорный контейнер на одной из АЗС по пути домой.

Нужны ли рации? Безусловно. Но у нас их не было. Да и в группе из двух лодок они, наверное, не очень необходимы.

О заброске/выброске

Мы ехали в поход на личном автомобиле. Этот вариант заброски оказался исключительно удобным и комфортным, не говоря уже о том, что сама по себе автомобильная поездка на большое расстояние является очень увлекательным мероприятием. Расстояние от Питера до Беломорска примерно 1000 км. Это моя первая поездка за рулём на такое расстояние, но как оказалось, для водителя это совсем не трудно. Проехал не особо напрягаясь, и был в состоянии ехать ещё дальше. Пассажирам в этом отношении тяжелее, их клонит сон.

В следующую поездку я возьму два ключа от машины.

Два длинных каяка на багажнике почти не повышают расход топлива.

8 АВГУСТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, ЗАБРОСКА.
В 6:30 я выволок свой рюкзак во двор и потащил его к своей машине. Шёл сильный дождь, гром и молнии. Потом поехал к гаражу. Ещё тёмно. Там уже ждёт промокший Костик. Вытащили Юконы, привязали их к багажнику.
В 7:20 стартовали от гаража. Быстро проехали по пустому Питеру и вот мы уже на Мурманском шоссе. Очень жарко. Всю дорогу ехали с включённым кондиционером. По опыту автомобильных забросок в предыдущие походы еду решили в машину не покупать. Ели только в придорожных кафе.
Навстречу нам дважды проехали автомобили, буксирующие прицепы с катерами с символикой ГИМС!
В 18:00 приехали в Беломорск. Нас встретил местный житель Алексей на своей машине. По Беломорску до его дома ехали за ним.
В 18:30 загнали нашу машину к Алексею во двор. Перегрузили Юконы на его УАЗ «буханка». Алексей подарил нам целый мешок свежих огурцов, которых у него в этом году выросло невероятно много.
Дальше до Куземы едем на буханке.
При выезде из Беломорска в местном роднике набираем в гермы пресную воду.
По трассе М18 до поворота на Кузему ехали часа три. Потом свернули на грунтовку на Кузему. Плохая грунтовка. Хорошо, что не поехали до Куземы на собственной машине. А именно таков был один из вариантов заброски.
В 23.00 Алексей выгрузил нас в самой вершине губы Домашняя, практически в устье речки Кузема. Лес подходит прямо к воде. Вода тут едва солёная. Температура воздуха + 17. Сотовой связи нет. Алексей оказался внештатным сотрудником ГИМС МЧС, поэтому он записывает наши данные, домашние адреса и телефоны, а также крайний срок завершения маршрута. Так что поход оказался зарегистрированным в МЧС. Так же предупреждает, что в районе Кеми мы можем встретить катера ГИМС. Ну и отлично. У меня к ГИМСу много вопросов накопилось.
Т.к. уже поздно и наступили сумерки, то мы решили никуда сегодня не плыть, а встать лагерем прямо там, где вылезли из машины. Где-то рядом станция, с которой уезжали в 2008 году. Юконы пристегнули к дереву велосипедным замком. Поставили палатку, рюкзаки положили в палатку. Иногда слышен шум поездов, лай собак, но в целом очень тихо. Засыпая, ощущал автомобильную качку. Как любой городской житель очень плохо сплю в тишине, вздрагиваю при каждом шорохе за пределами палатки и погружаюсь в глубокий сон при гуле проходящего поезда.