Маршрут для загрузки в навигатор (GPХ): 2014R_Onezh_route

Карты для распечатки (JPG): BM2014_Онежский_карты

Участники:

Павел Лебедев, каяк Seabird Victory HV

Алексей Пискорский, каяк Prijon Yukon Expedition

Фото: П.Лебедев, А.Пискорский.

Видео: А.Пискорский.

Отправка лодок.

Лодки из СПб до Архангельска решили отправить транспортной компанией ПЭК.

Привезли их на склад, сняли со своей машины, их тут же подхватили грузчики и занесли в ангар. Какой-то мужик на микроавтобусе, который свой груз уже сдал и уезжал, порекомендовал проконтролировать, что бы груз запаковали в плёнку при нас.

Грузчики обмерили наши лодки, записали место доставки. Я указал, что необходима деревянная обрешётка. По-русски они говорили и понимали с трудом. Я взял квитанцию, и мы уже хотели уходить. Но вид ухмыляющихся грузчиков, в полном составе обступивших наши лодки и бесцеремонно их ощупывающих словно добычу, вызвал у нас тревогу. Мы вернулись и попросили лодки упаковать. Они нас стали заверять, что обязательно их запакуют. Не без труда объяснил им, что мы хотим, что бы они их запаковали прямо сейчас. Даже пришлось им помочь. Когда лодки обмотали плёнкой,  то я спросил, как будут делать обрешётку. Они сказали, что просто положат одну лодку на другую, крепко их свяжут, и после этого соорудят обрешётку. Пришлось объяснять, что это так делать не надо, и что каждую лодку надо поместить в отдельную обрешётку. Не без труда удалось договориться, что обрешётка будет одна, а лодки внутри будут просто лежать рядом друг с другом.

После этого мы пошли с квитанцией оплачивать груз. При оплате нас ждал приятный сюрприз. Ещё задолго до похода я подсчитал, что отправка одной лодки включая обрешётку, будет стоить примерно 5 т.р. За две лодки мы рассчитывали заплатить, соответственно, 10 т.р. Но с нас взяли всего 6 т.р.

21 июня, сб.

Из СПб в Архангельск едем на поезде с пересадкой в Ярославле.

Вечером встретились с Лёхой на Ладожском вокзале. Всегда встречаемся здесь, ведь в походы ходим исключительно на север. Примерно за 40 минут до отхода поезда нас стали терзать смутные сомнения, т.к. наш поезд не желал появляться на электронном табло. У нас в билетах написано «Санкт-Петербург-Главный», а это, как нам тут же удалось выяснить, Московский вокзал. Взяли такси, и через 15 минут мы уже на другом вокзале.

Поезд дешёвый, идёт до Уфы, вагон забит битком. Люди в поезде мне не понравились.

22 июня, вс.

06:49. Вышли в Ярославле. Три часа сидели на вокзале, погуляли по привокзальной площади.

09:55. Сели в Архангельский поезд. Вагон полупустой, у людей лица значительно доброжелательнее, чем в уфимском поезде, да и люди сами красивее.

Когда ехали по Архангельской области, то поражала красота местных деревень. Очень удивило, что многие хозяева красили свои дома сразу в три цвета. В Ленинградской области такое не принято. Так же очень мило выглядели деревянные мостовые в деревнях.

23 июня, пн. 1-й день

02:20. Вышли в Архангельске. Просторно, светло, вышедшие с поезда немногочисленные пассажиры сразу куда-то исчезли.

Сдали рюкзаки дежурной по вокзалу и пошли гулять.  По Воскресенской улице дошли до набережной, а потом вернулись на вокзал по улице Выучейского. Город замечательный, слегка запущенный, но всё равно очень уютный. Много деревянных домов. Захотелось вернуться сюда с велосипедом.

Есть деревянные мостовые.

Во дворах очаровательные деревянные мостки.

В городе пахнет деревом.

Потом вернулись на вокзал. Пытались дремать в просторном зале ожидания. Но вставшее низкое северное солнце било по нам прямой наводкой.

В 7:30 встретились с водителем Иваном. Очень прикольный чувак 🙂 У нас для поездки в Онегу заказан грузовичок «Валдай».

В 8:00 мы уже на складе ПЭК. Вид обрешётки, которую смастерили вышеупомянутые питерские грузчики, разочаровал.

Лодки в ней валялись на боку, прислонившись друг к другу. Видимо всю дорогу перекатывались от одного края обрешётки к другому. Зафиксировать их внутри обрешётки питерские дауны не догадались. Удивительно, что ничего не сломалось, а мы ведь даже рули не сняли. Иван сказал, что зря мы воспользовались ПЭКом, лучше бы «Деловыми линиями» отправляли.

Загрузили лодки в наш «Валдай». Мой Seabird Victory HV с его 5,25 м влез в кузов только по диагонали.

В 8:30 выехали со склада ПЭК. В сторону Онеги дорога сначала была асфальтовой.

А потом превратилась в утомительный и пыльный грейдер. Асфальтированные участки попадались лишь изредка.

Очень радуют разноцветные дома местных деревень. В Ленинградской области так раскрашивать дома не принято!

По дороге в одном из прибрежных ручейков набрали пресной воды.

Пока искали удобное место для выгрузки и последующего старта и ездили по шоссе туда сюда, то въехали в уютное садоводство в потрясающем сосновом лесу. И всё это на берегу Белого моря! Вот бы здесь дачу иметь!

13:20. Выгружаемся. До Онеги не доехали примерно 15 км. Тут дорога проходит прямо по берегу моря.

Берег песчаный.

Сейчас отлив. Собираемся. Лёха обживает свой каяк, прикидывает, как ему его грузить.

Прогноз погоды не очень хороший. Ветер сегодня, а также в последующие три дня обещают 7 м/с. Для нас многовато. А у нас на сегодня запланирован переход на остров Кий, до которого 8 км открытой воды. Но пока относительно тихо.

16:00. В лужах на литорали началось движение! Прилив! Спешно перекусываем, допиваем чай из поезда и волоком тащим частично разгруженные лодки навстречу морю. Вода быстро заполняла низины на литорали местами образуя стремительные потоки. Я положил лодку на песчаный бугорок и стал запихивать канистры с пресной водой в кокпит. При этом море настолько стремительно пожирало мой бугорок подбираясь ко мне, что сделалось немного жутковато.

16:50. Мы уже на воде. Море сегодня какое-то мрачное, волны остренькие. Да ещё пошёл дождь. Вода непривычного для нас желтоватого цвета. Идём в 800 м от берега, целимся на мыс Пильемский.

Ветер боковой, с моря. Моя лодка категорически отказывается держать курс и постоянно безвольно доворачивает на ветер. И это несмотря на полностью выдвинутый скег! А ведь в предыдущем походе на Ладоге для компенсации ветра хватало и половины скега! Причина такого поведения скорее всего в моём нововведении: я все продукты сложил в носовой грузовой отсек (он в этой лодке просто гигантский), а всё остальное – в кормовой (все предыдущие лодки грузил наоборот). Продукты перевесили и притопили нос, а корма, соответственно, поднялась. Пришлось убрать скег и выпустить руль. Но при такой загрузке и руль оказался бессилен. Пришлось в помощь к рулю выдвинуть на максимум скег. И только в такой конфигурации лодка обрела равновесие, и то очень неустойчивое: прямо ехать я мог, а вот отвернуть от ветра уже не получалось, даже если педаль выжать до упора.

17:55. Причалили за мысом Пильемский. Тут бухточка, избушка. Лёха регулирует педали в каяке. Вдали виден остров Кий, до него почти 8 км.

Ветер немного усилился, волнение для первого дня похода не комфортное. Несмотря на это я бы рискнул пойти на Кий. Но Лёха меня отговорил. Вместе решили, что на Кий, по крайней мере прямо сейчас, не идём, а идём вдоль берега дальше. Где-нибудь встанем на ночёвку, и потом попробуем опять на него попасть.

Идём дальше в сторону устья реки Онеги. Волны становятся всё злее и злее.

Жмёмся к берегу, из воды повсеместно торчит тростник.

19:50. Достигли устья реки Онеги. Надо бы его пересечь, но оно шириной почти 3 км. А отходить от берега сейчас совсем не хочется. Вдоль берега втягиваемся в речку. На берегу начинается какая-то промышленная зона с причалами, как потом выяснилось, «Онежский ЛДК» (лесопильно-деревообрабатывающий комбинат). Прямо перед ним полянка. Высаживаюсь на ней для замены батареек в навигаторе (на воде их мокрыми солёными руками принципиально не меняю). Уже пройдено 19 км. Лёха хочет тут встать на ночь, прямо под бетонным забором комбината. Удобное место для старта на Кий, но нас видимо ожидают несколько дней нелётной погоды, судя по прогнозу, а торчать несколько дней под стенами комбината вплотную к населённому пункту мне не захотелось. Я бы встал на другом берегу Онеги. Подискутировали на этот счёт и двинулись дальше вдоль берега вверх по реке присматривая место, что бы её пересечь. А море нагнало в реку хорошую волну. Я стал пытаться пересечь реку, но в сотне метров от берега так прокатился на попутной волне, что поджав хвост быстро вернулся под берег. Лёха гребёт следом. Поднявшись по речке на 2 км разворачиваю нос в сторону моря и по диагонали в направлении противоположного берега начинаю пересекать русло. Так я двигаюсь против волн под острым углом. Вполне безопасно. Лёха, не разгадав моего  маневра, сразу начинает пересекать по кратчайшему расстоянию, подставив валам, катящимся с моря, свой борт. Страшно на это смотреть.

21:05. Мы уже у противоположного берега, точнее у кромки тростниковых зарослей, которые отделяют нас от берега.

[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=CP0xcyQya4M[/embedyt]

Замерили ветер прямо из лодки. Средняя скорость 6.9 м/с, порывы до 8.4 м/с. Надо вставать. И ветер уже некомфортный, и почти сутки не спали. Но к берегу не подойти из-за тростника. На берегу виднеется избушка, до неё по тростнику метров 500. Но я бы предпочёл километров 10 грести, чем 500 метров тащить.  Начинаем вдоль тростника плыть в сторону моря. Как вышли из устья, то стало очень мелко. К тому же начался отлив. Обогнули мыс Пильский. Я незаметно от себя убежал от Лёхи. Пришлось вернуться. Лёха тем временем вылез из лодки и ведёт её как кораблик.

Я попробовал составить ему компанию, но долго не выдержал и залез обратно в тёплую и уютную лодку. Тем временем из-за отлива стремительно мелеет. При каждом гребке я касаюсь веслом песчаного дна. К счастью на таком мелководье, несмотря на ветер, волны почти нет. Но я очень боюсь в скором времени оказаться с лодкой в песке и без воды, поэтому стараюсь отойти от берега подальше. Точнее не от берега, а от границы тростниковых зарослей.

Целимся куда-то в район мыса Ворзогорский. Там на карте нарисован рельеф, а значит должны быть подходящие для стоянки места. Надеемся, что проклятый тростник там тоже закончится. Дело двигается к полночи, солнце заходит. Интересно, что произойдёт после захода солнца: ветер усилится или ослабнет? Продолжаем идти в нескольких сотнях метрах от берега, максимальное удаление у нас достигло 1.5 км, но даже на таком удалении я неизменно при каждом (!) гребке касался веслом дна.