17 августа, вс, второй день. 39 км.

Встали по будильнику в 5:00.
Солнце ещё не взошло.

Температура воздуха +10.9. Пока собирались, пошёл дождь.

7:47. К отплытию готовы.

7:53. Гребём в сторону Кузовов. Пасмурно, мрачно.

8:41. Находимся у Немецкого Кузова.

9:00. Проходим мимо Немецкого Кузова и целимся на остров Олешин.

9:13. Между островом Северная Тупичиха и Олешиным попали в сильное встречное течение, скорость упала до 2 км/ч. Странно, что оно встречное. Сейчас ведь отлив, а значит течение должно быть попутным, именно на это мы и рассчитывали. Некоторое время героически боролись с течением, а потом я применил стандартный для таких ситуаций манёвр: сместился вплотную к берегу и сразу полетел вперёд со своими законными 6-7 км/ч. Обогнул самый северный мыс этого острова и оказался на более-менее спокойной воде. Через несколько минут подгрёб запыхавшийся Женя. Впереди
хорошо видны острова Топы и Соловки. Но мы, озадаченные «неправильным» направлением течения решили причалить к Олешину, всё ещё раз посчитать и дождаться нужного нам направления.

9:47. Проплыли вдоль скалистого восточного берега Олешина и причалили на камнях.

Решили погулять. Переодеваемся в гражданскую одежду и лезем на гору. Сначала слегка заболоченная тундра, потом вплотную к скалам густая кустарникообразная растительность, а потом голые скалы с потрясающим видом на округу.

Первым делом опять находим глазами Топы, до которых 10 км.

Путь до Топов (10 км), а потом далее до Соловков (ещё 10 км) выглядит немного экстремально. Пересечения по 10 км раньше приходилось делать неоднократно, в частности предыдущий поход по Онежскому заливу буквально состоял из таких пересечений. Но всегда справа или слева, а иногда и там, и там, в поле зрения были другие острова или даже основной берег, что всегда вселяло уверенность в собственных силах. Сейчас же у нас слева и справа будет только море до самого горизонта.

В нескольких сотнях метров от того места, где мы причалили, видна каменистая отмель и признаки хорошего течения.

Между Олешиным и Немецким Кузовом тоже всё куда-то течёт. Через неделю на обратном пути в более ветреную погоду мы тут немножко огребём.

Вид в сторону Кеми из-за большого количества скалистых островов потрясающий.

Затем вернулись к лодкам. Вода немного поднялась. Перекусили. В этом походе у нас гастрономическое новшество: вместо колбасы по настоянию Жени мы взяли конину. Я никогда такого мяса не ел, оказалось очень вкусно. Но через 10 минут непрерывного жевания я понял, что мне с ним не справиться: челюсти уже обессилили, а кусок конины как был во рту, так и есть. Пришлось отойти в сторону и тихонечко его выплюнуть. Надеюсь, Женя не видел.

Потом отправились искать каменный лабиринт. Я знал о его существовании на этом острове ещё с похода 2010-го года. Мы тогда целый день провели на Немецком Кузове, весь его облазили, осмотрели сейды. Но о том, что на соседнем Олешине тоже есть археологический памятник мы узнали только после похода, и с тех пор я кусаю себе локти.  И вот теперь я исправляю эту ошибку.

Рядом с лабиринтом нашли каменные кучи.

На острове есть пресная вода.

Кстати, сотовая связь тут тоже есть.

Женя искупался (он весь поход постоянно пытался где-нибудь искупаться).

12:10. Мы всё-таки стартуем, хотя внешние признаки течений вокруг острова не изменились.

Примерно в 200 метрах от берега пересекая отмель, которую мы видели со скалы, попали в узкую полоску сильного встречного течения с буруном, напоминающим небольшую «бочку» в речном пороге.  Я, разумеется, эту бочку объехал сбоку на почтительном расстоянии, а потом положил весло и занялся фотографированием, наличие встречного течения я тогда не осознал. Внезапно услышал позади себя характерное чавканье.  Оказалось, что течение меня несло обратно к берегу прямо в эту бочку. Пришлось бросать фотоаппарат и грести изо всех сил. Отойдя от коварной отмели мы с Женей нацелили наши разноцветные носы на хорошо виднеющийся вдали маяк острова Большой Топ. На горизонте за маяком хорошо виден силуэт Большого Соловецкого острова и белые постройки монастыря, которые чуть левее маяка.

Гребём не спеша, но скорость у нас 9-10 км/ч! Вот и попутное течение, которое мы так хотели иметь в своих союзниках!

Через 25 минут обращаем внимание, что монастырь, бывший слева, теперь оказался справа  относительно маяка.

Всё понятно: течение хоть и попутное, но имеет относительно нашего маршрута боковую составляющую, благодаря которой нас ощутимо сносит на юг в сторону Онежского залива. Судя по треку на моём навигаторе, угол сноса составил ровно 20 градусов. За эти 25 минут мы прошли 3 км и отклонились от линии, соединяющий Олешин и Топы, на 1 км вправо. С помощью навигатора подбираю поправку в курс, теперь у меня нос лодки направлен левее маяка и я начинаю двигаться параллельно линии заданного пути. И тут у нас с Женей возникло разногласие. Женя решил курс не менять: раз сносит, то пусть сносит. В итоге через некоторое время между нами было расстояние не менее километра.

13:30. От Олешина отошли уже на 9 км (расстояние по прямой), до маяка осталось чуть меньше 3 км. Скорость по-прежнему хороша – стабильно 8 км/ч, течение продолжает нам помогать. Несмотря на то, что я взял поправку в курс, моё правое отклонение от линии заданного пути всё же увеличилось и составило уже 1.5 км. Женя где-то совсем далеко справа, он уже трудно различим. Т.к. проходить мимо маяка без высадки мы не планируем, то я опять доворачиваю влево, прямо на маяк. Это же самое где-то совсем далеко от меня сделал и Женя. Через некоторое время мы встречаемся.

14:07. Почти приплыли.

14:11. Причаливаем и сразу идём к маяку. Внутри маяка новая деревянная лестница.

Новая лампа.

Новые аккумуляторы.

Вид острова с вершины маяка иллюстрирует, насколько этот остров маленький.

Однако на нём есть большая пресная лужа. Т.е. при необходимости на острове Большой Топ можно некоторое время жить, если надо переждать непогоду.

Хорошо веден монастырь на Соловках. До него ровно 12 км.

Так же привлекает взгляд гора с башенкой на вершине. Потом я узнал (Женя всё знал до похода), что гора называется Секирная, а башенка это церковь Вознесения Господня в Свято-Вознесенском ските. Расстояние от нас – ровно 14 км.

На острове мы, разумеется, не одни.

14:50. Возвращаемся к нашим лодкам. Заметно, что вода продолжает убывать. Не без труда спихнул свою лодку с выросших из-за отлива камней обратно в воду.

На берегу кварцевые выходы, которые часто упоминаются в отчётах.

15:00. Отчаливаем. Непосредственно до монастыря надо проплыть ещё 12 км. Но выглядит это уже совсем не экстремально т.к. стартовав с Топов мы ощущаем себя как бы в огромном заливе из-за размеров Соловецкого острова и вогнутости ближайшего к нам берега (северная часть острова находится почти на нашем траверзе).

15:39. Осталось 8 км. Не мало, но почему-то кажется, что уже почти приплыли. На воде высокая активность различных плавсредств.

Видимо начался прилив, т.к. судя по ступенькам на треке нас стало сносить влево.

16:22. Штиль, жара.

До самой дальней точки бухты, где находится монастырь (Соловецкий залив), и куда мы интуитивно целились, остаётся ещё 5 км. Но северный берег бухты от нас по левую руку всего в 2-х км.

17:15. Позади остались мелкие острова Варлаама, Филиппа и другие. Мы уже в губе Благополучия! Вот это название!

До монастыря 1.5 км. Но мы туда уже не целимся, т.к. ищем место для стоянки. Жмёмся к северному берегу бухты.
Настроение праздничное. Всё-таки очень приятно наблюдать, как белое пятнышко на сером силуэте острова в течение дня непрерывной гребли превращается в  парящий над синим морем белоснежный монастырь! А как душевно смотрятся луковки церквей!

17:29. Идём вплотную к северному берегу по губе Благополучия. Ищем где бы остановиться. Требований к будущей стоянке в этот раз много как никогда. Хочется встать поближе к посёлку, но не слишком близко, что бы через нас люди не ходили. Хочется поближе к морю, но так, что бы и пресная вода у нас была. Хочется поближе к дороге, но так, что бы нас не было видно. В итоге решили ломиться в крошечное прибрежное озеро Садки (местные называют Филипповские Садки). Сначала надо перелезть дамбу.

Оказываемся в крошечном водоёмчике. Жутко воняет водорослями, хоть нос зажимай. На одном берегу несколько рыбаков, на другом толпа туристов.

Через триста метров ещё одна каменная дамба.

Перетаскиваемся через неё и наконец-то оказываемся в озере Садки. Оно совсем маленькое, в длину менее 400 м. Скорее пруд, чем озеро.

Несколько раз высаживались в разных местах и изучали стратегический потенциал того или иного места в сравнении с имеющимися требованиями.

19:22. Наконец-то встали в юго-западном углу.

Здесь озеро от моря отделяет перемычка шириною всего 100 м. Перемычка скалистая и высокая, но в одном месте она понижается. Значит, выбираться на море будет здесь.

Как показало наше бытие в последующие несколько дней, наша стоянка оказалась исключительно удачной. К сожалению, само озеро оказалось солёным, но в посёлке недалеко от нас была колонка с питьевой водой.

Озеро, где мы остановились, является одной из местных достопримечательностей. Изначально это был морской залив, но в XVI веке он был отделён от моря двумя дамбами и превращён в хранилище живой рыбы. Было это при игумене Филиппе.