25 июня 2012, понедельник, четвёртый день.

Пройдено 34 км.

Встали в 6:00. Фёдор сделал пшённую кашу с изюмом. Супер!

Здесь надо сказать, что во всех предыдущих походах мы (а в первую очередь я) к приёму пищи относились как к досадной необходимости. Обсуждение продуктовой раскладки перед походом раздражало, приготовление пищи во время  похода угнетало. А устройство серьёзных обедов посреди ходового дня (с распаковкой лодок) вообще воспринималось как безумие. Поэтому на завтраки у нас всегда были кашки быстрого приготовления, вместо обедов холодные перекусы. Однако Фёдор ещё перед походом просёк эту нашу особенность и всё, что связано с едой, попросил поручить ему, что мы с огромным облегчением и сделали. И не пожалели! Правда планы похудеть были благополучно сорваны.

6:28. температура +11.8, ветер 5 м/с.

8:05. Уже на воде. Отлив.

Предлагаю выйти из лабиринта островов и шпарить напрямик по открытой воде. Отклоняется. Начинаем петлять среди островов. Местами мелковато.

Фёдор с Владом достали со дна несколько морских ежей и съели.

Дали мне попробовать. Гадость.

Далее нам надо было преодолеть небольшой залив с островами внутри в направлении городка Стамсунн (Stamsund). Ребята сразу завернули вглубь залива, и пошли вдоль берега. Лично меня такое плавание не привлекает и я, предупредив, товарищей пошёл напрямик. Однако, только начав пересекать этот залив, сразу почувствовал значительное усиление ветра, дувшего из глубины залива, также из глубины залива пошла волна. Сразу повернул вглубь и присоединился к ребятам. Тогда я ещё не знал, что тут дует из каждого фьорда, и что на это можно было не обращать внимания.

10:20. Традиционный кофе-брейк. Температура +12.9, ветер 7.0 м/с, порывы до 9.2 м/с.

Потом старательно облизывая все изгибы берега и протискиваясь между островами, мы с попутным ветром и попутной волной направились к выходу из фьорда.

11:30. Прошли мимо городка Стамсунн, расположенного на выходе из этого фьорда.

Потихоньку выбираемся обратно в море, огибаем мыс.

За мысом опять фьорд. Ширина 5 км. Ребята, двигаясь вдоль берега, сворачивают вглубь. Я договариваюсь, что буду ждать их на другой стороне фьорда, и полетел напрямик!

И вот я один посреди моря! Вдали от берега ветер стих, море стало ласковым. И я рассекаю его своей лодкой. Мне помогает мягкая попутная волна.

13:20. Я уже на другой стороне фьорда. Дрейфую с ветром, жду ребят.

13:38. Ага, вот они! Двигаются прямо под скалой, с трудом заметил их.

14:00. На мысу, разделяющим этот фьорд и следующий, в скальной расщелине остановились на обед. Накрапывает дождь.

Пока Фёдор готовил суп, я покатался на его Кодиаке. Очень интересные впечатления в сравнении с Юконом! Отчалив от берега кормой вперёд, мне стоило значительных усилий, что бы развернуть его носом в сторону моря. А на Юконе было бы достаточно двух сильных гребков. Зато когда развернул, то Кодиак пошёл вперёд очень даже бодро. Ощутимо быстрее, чем Юкон. Разница в скорости как минимум в 1.5-2 км/ч точно присутствует. Очень насторожило, что после супер-сверхостойчивого Юкона я во вполне остойчивом Кодиаке почувствовал себя не очень уверенно, лодка мне показалась валкой.

После обеда поехали дальше.

15:40. И вот перед нами очередной фьорд. На этот раз маленький, всего 3 километра в ширину и не глубокий (вдаётся в сушу всего на 1 километр). Во фьорде много островов. На противоположном берегу у выхода из фьорда рыбацкая деревня Мортсунд. За этой деревней сразу находится другой более обширный фьорд, который вдаётся в сушу уже на 6 километров, но в ширину он тоже всего 3 км. В глубине этого фьорда находится гражданский аэропорт. На противоположном берегу на выходе из фьорда городок Баллстад. Очень хочется пересечь эти два фьорда как один: первый вдоль островов даже не приближаясь к рыбацкой деревне, а потом сразу второй просто напрямик в направлении Баллстада. К сожалению, опять отклоняется, и опять идём вглубь фьорда вдоль берега. Внезапно в первом маленьком фьорде попали в полосу очень сильного ветра. Ветер дул с берега, вдоль которого мы плыли. От берега же побежала агрессивная рябь с барашками. Берег тут представляет собой цепочку гор, плавно спускающихся к самой воде. В этой цепочке просматривалась седловина. Вот под ней мы и попали в воздушную струю. Видимо это и есть стоковый ветер.

Чем ближе к берегу, тем больше на поверхности воды просматривалось барашков. Я сразу отошёл от берега и двигался параллельно нему на удалении нескольких сотен метров в относительно спокойных условиях. Недалеко от меня островки. Машу ребятам руками, пытаюсь показать, что идти лучше тут, на удалении от берега. Но ребята, наоборот, стали прижиматься к берегу. Некоторое время шли параллельными курсами. Видимо им там было совсем нелегко, судя по тому, что они начали сильно отставать. Потом мне показалось, что они собираются причалить к берегу. Делать нечего, разворачиваю нос в сторону берега, пара сильных гребков и я буквально упёрся в стену из воздуха. На воде мелкая ветровая рябь, ветер с силой швыряет в лицо солёные брызги, аж глаза защипало. Чуть не лишился кепки. Не без труда добрался до ребят. Они идут совсем вплотную к берегу, тут, оказывается, есть полоска метров пять в ширину, где ветра почти нет. Сходу высказываю свои соображения по поводу того, что от ТАКОГО берега лучше держаться подальше. В ответ звучит, что какой бы ни был берег, отходить от него далеко в любом случае неразумно. В ответ я возмущаюсь по поводу того, что мы зря вообще залезли в этот фьорд. Нам сюда не надо! Мы отклоняемся от намеченного маршрута, наматываем лишние километры, теряем время. В ответ «маршрут не важен, мы никуда не торопимся, мы просто гуляем, а маршрут, если что можно и скорректировать». Я при таком ответе чуть из лодки не вывалился.

16:23. Прошли мимо рыбацкой деревни. Зона стокового ветра осталась позади, завоняло  рыбой.

16:30. Сразу за рыбацкой деревней следующий фьорд. Надо пересекать! Всего 3 километра! Влад говорит, что в глубине фьорда есть что посмотреть и вместе с Фёдором ломанулись туда. Мы с Костиком поплыли следом. Однако по мере втягивания во фьорд были традиционно встречены сильным ветром, дующим из фьорда. При долгом движении против ветра у меня с моим дурацким веслом всегда начинают болеть запястья, вот и сейчас гребу через боль. От Влада с Фёдором отстаём. Учитывая, что нам в этот фьорд не надо, да ещё против такого ветра, предлагаю Костику по-быстрому вдвоём пересечь этот фьорд и дождаться Влада с Фёдором у выхода на противоположном берегу. Так и поступили. Пока пересекали, обратили внимание, что Влад с Фёдором развернулись, и тоже стали пересекать фьорд, но не по кратчайшему расстоянию, а по диагонали прямо в сторону выхода. Пришлось и нам с Костиком довернуть и идти не к ближайшему берегу, а в направлении выхода из фьорда. Фёдор: На морских лодках чисто боковая волна напрягала немного больше нежели встречная или попутная, поэтому я с Владом пошли сначала под градусов 30 против волны, а потом довернули под ветер. Даже при увеличении пройденного пути из-за такого маневра, превосходство в скорости наших лодок позволило не отстать от ребят. У противоположного берега собрались и продолжили наш путь из этого фьорда в море. Во фьорде идём близко к берегу, каждый островок или камень обходим непременно со стороны берега. Протискиваемся между относительно крупным островом и берегом.

17:30. Встали на стоянку на острове у выхода из фьорда. На этом же островке находится и городок Баллстад. Кругом на берегах домики. В нескольких сотнях метрах от нас виднеется крыша частного дома. Пресных луж не нашли. Значит сегодня принятия ванн и стирки не будет.

Температура воздуха в 20:20 была 10.5 градусов. На стоянке ветрено, порывы ветра до 5.6 м/с. Из-за ветра на палатку поставили дополнительные оттяжки.

Пока Фёдор готовил ужин, я проверил свои расчёты. Оказалось, что за первые два ходовых дня мы прошли по одометру 59 км.  Но при этом навигатор показывал, что до конца маршрута из 200 км остаётся 162, т.е. вдоль маршрута мы прошли всего 38 км. А остальные 21 км – это бессмысленное (на мой взгляд) шараханье из стороны в сторону. Такая тенденция меня расстроила не на шутку. Сейчас мы двигаемся по южной, самой простой с точки зрения погоды, части нашего маршрута. Поэтому мы должны двигаться как можно быстрее, зарабатывая себе запасные дни для более сложной северной части. Мы же двигаемся не создавая себе никакого запаса и в итоге уже в конце второго дня наше предприятие (по крайней мере, каким я его себе представлял) уже оказалось под угрозой срыва. Поделился своими опасениями с Фёдором. Фёдор заявил, что его существующий темп вполне устраивает, а маршрут мне надо было заранее проложить с учётом захода во все фьорды. Мда…, как у всех вкусы различаются. Лично я предпочитаю крейсерский режим, когда летишь вдали от берега и срезаешь всё, что только можно. А заходы во всякие заливы меня наоборот, раздражают. Но спорить бессмысленно, т.к. руководителя у нас нет, все равны.

После ужина, когда все легли спать, я опять пошёл гулять с фотоаппаратом. Полярный день! Светит солнце! Вот это я люблю!