Всегда с недоверием относился к обзорам различных вещей, которые пишутся практически сразу после покупки. Сам я всегда писал про свои лодки тогда, когда я переставал их эксплуатировать и переходил на другую модель, предполагая что в таком случае обзор будет максимально объективным. И тем не менее я не удержался, и написал обзор на почти новую лодку, на которой отъездил всего один сезон. Предполагаю, что статью буду дописывать по мере дальнейшей эксплуатации.
Характеристики (модель Etain 17-5 RM).
Длина 531 см, ширина 54 см, высота 32.5 см, вес 27.5 кг. Для гребцов размером M-L и весом 65-100 кг. Материал — трёхслойный полиэтилен. Цена в 2018-м – 1750 Евро.
Есть модель 17-7 RM для более крупных гребцов, а также есть композитные версии.
Valley Etain 17-5 RM однозначно относится к очень дорогим каякам. Многие другие бренды, представленные в Финляндии, за эту цену предлагают композитные модели. Это самая дорога лодка из всех, что у меня были.
Является чистокровным представителем популярнейшего класса туристических лодок «british style».
Выбор лодки.
На Valley Etain я положил глаз ещё где-то в районе 2012-го года, когда выбирал себе первый морской каяк на замену универсальному Prijon Yukon Expedition. Этейн меня буквально сразила наповал своими изящными формами! Наверное это одна из самых сексуальных лодок, что можно себе представить!!! Однако из-за высокой цены и потенциально скверного характера (нет руля!) я не решался стать обладателем этой красавицы. В итоге в 2013-м была куплена и быстро продана простая и понятная лодка Prijon Seayak 520 HV, потом в том же 2013-м со скидкой была куплена бюджетная лодка Seabird Victory HV. Victory верой и правдой отслужила мне 4 сезона, она переучила меня с руля на скег, и вообще ничего кроме положительных эмоций я от неё не получал. Но чем дольше я плавал на Victory, тем чаще в памяти всплывала сексуальная чертовка Etain. Со временем я настолько охладел к простоватой толстушке Victory, что наконец-то решился заполучить благородную и стройную Etain.
У данного производителя есть ещё культовая модель Nordkapp, которая стоит столько же, сколько Etain. Nordkapp популярен и признан во всём мире. И мне даже кажется, что покупка Nordkapp в чём-то эквивалентна покупке Мерседеса увлечённым автолюбителем. Т.е. это определённая веха в жизни морского каякера. Nordkapp был разработан ещё в 1975-м году на основе оригинальных охотничьих гренландских каяков. При этом индустрии по производству морских каяков тогда практически не существовало. Собственно в Nordkapp впервые были реализованы такие принципы как умеренно V-образное днище, плавные обводы скул (оригинальные гренландские каяки имеют резкие грани), увеличенный надводный борт для обеспечения нужного размера грузовых отсеков (оригинальные гренландцы имеют низкий борт). Потом такая форма корпуса стала эталонной во всём мире и получила название «British Style», ну а Nordkapp, соответственно, стал первым представителем этого типа лодок. Легенда!!! В наши дни практически любой производитель морских каяков имеет в своём ассортименте как минимум одну модель с формой корпуса «British Style». Nordkapp был флагманской туристической лодкой до 2011-го, а в 2011-м его сменил Etain. При этом производитель в аннотации к Etain корректно отмечает, что он не лучше, чем Nordkapp, он просто другой.
Логично было бы и мне на Nordkapp покуситься, но вот именно его популярность и смущала. Даже в России многие его себе уже купили. Хочется что-то менее стандартное.
Покупка в Финляндии (2018).
Etain – первая лодка, которую я решился купить в Финляндии лично. Предыдущие лодки я просил привезти более опытных товарищей. Проблема, разумеется, — наша непредсказуемая таможня. Если почитать законы, то из них чётко следует, что платить пошлину за каяк либо вообще не надо, либо надо оплатить 30% с величины превышения над беспошлинным лимитом (т.е. какие-то копеечки). Это абсолютно однозначно после отметены регистрации каяков в ГИМСе. Но, как известно, есть право, а есть правоприменительная практика. И когда мы зачем-либо ехали в Финляндию, мы регулярно спрашивали таможенников на пропускном пункте о том, как перевезти через них каяк из Финляндии. Обычно они отвечали, что каяк является транспортным средством, и значит надо оплачивать пошлину в размере 30% от полной стоимости. Такие ответы мы слышали каждый раз буквально на протяжении 10 лет. Но в какой-то момент мы услышали то, что хотели услышать. При этом очень многие мои знакомые регулярно ввозили морские каяки для своего туристического бизнеса из Эстонии и Финляндии и ни за что не платили, и при этом удивлялись, почему я сам боюсь ехать в Финляндию за лодкой.
Итак, 7 апреля 2018-го мы поехали в Финляндию в известный всем питерским водникам магазин Bear and Water за прекрасной Valley Etain. Стоила тогда эта принцесса 1750 Евро, беспошлинный лимит тогда был 1500 Евро. Т.е. мне предстояло заплатить 30% от 250 Евро, что меня не смущало.
Собственноручная покупка без посредников это кайф! Можно всё пощупать, лично проверить, какие-то подозрительные моменты сравнить с другими лодками.
Финны всегда дают нам скидки. Что бы мы не покупали, всегда они пробивают чуть меньше. Лодку вместо 1750 Евро мне продали за 1600 Евро, что в пересчёте на российские рубли составило 113 120 руб. Мы сняли с неё упаковку, погрузили на машину и поехали в сторону границы.
Борьба с российской таможней.
К сожалению наши таможенники на МАПП «Торфяновка» стали всё делать совсем не так, как нам бы хотелось. Я им предъявил чек из магазина на сумму 1600 Евро, а также распечатку каталога магазина с суммой 1750 Евро и параметрами лодки (включая вес) и заявил о готовности оплатить 30% с величины превышения лимита и с чистой совестью ехать дальше домой. Но они сказали, что надо предметно разбираться, взвешивать и прочее (будто они впервые каяк видят). В итоге забрали у меня паспорт и отправили в отдельно стоящий ангар на взвешивание. Там мы минут 40 стояли у закрытых ворот.
Потом неспешно вразвалочку пришёл таможенник, мы заехали внутрь на машине. Он осмотрел машину, взвесили лодку. Спросил, почему мы не хотим покупать каяки в России у российских производителей, патриот хренов. Потом мы опять на улице долго чего-то ждали. Пришла женщина и сказала, что каяк является транспортным средством, а потому таможенный платёж будет достаточно высоким, т.е. 30 процентов от полной стоимости лодки и отправила меня в кассу. В кассе я долго препирался с другим инспектором, и пытался обосновать, что каяк это не транспортное средство. Она при мне несколько раз брала трубку и по телефону пыталась с кем-то проконсультироваться, и как бы давала мне понять, что все её коллеги подтверждают, что платить я должен за всю стоимость лодки, как за водное судно. Но было видно, что звонки она только имитирует. Тогда я решил оплатить всё как они просят (всё уже достало и хотелось домой), а потом написать на них жалобу. Спросил, предоставят ли они мне все документы по платежу. Инспектор сказала, что да, конечно, это же государство, здесь не обманывают, всё будет официально. Я оплатил 40 387,79 руб. Мне выдали кассовый чек и приходной ордер. И вернули паспорт. Когда я выходил из кассы я был настолько злой, что когда встретился в дверях с другим зелёным человечком из этой же группировки, то буквально пошёл на него на таран, он отскочил в сторону и с понимающим лицом вжался в стену. Видимо не я первый, кто выходит из этих дверей с желанием убить первого встречного.
Когда я вернулся домой, то жена моего походного друга составила для меня запрос (Наташа, спасибо!!!), который я отправил через сайт Северо-западного таможенного управления. 14 мая 2018 у меня уже был очень подробный ответ на 5 листах о порядке ввоза каяков. Там очень подробно и последовательно было обосновано то, что в принципе и так нам было примерно понятно. Т.е. все ввозимые товары облагаются либо пошлинами по единой ставке (т.е. 30% от превышения лимита), либо взимается совокупный таможенный платёж в зависимости от категории товара (то, что в итоге меня заставили заплатить). При этом водные суда действительно подлежат обложению в виде совокупного таможенного платежа. Но что такое водные суда? Относится ли к ним каяк? Согласно таможенному кодексу ЕАЭС водные суда это морские суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также подлежащие государственной регистрации. Что же такое судно смешанного плавания? Уж не каяк ли это? Кодекс внутреннего водного транспорта РФ говорит, что судно смешанного плавания представляет собой судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям. Соответственно, суда водного транспорта относятся к термину «водное судно» и, соответственно, подлежат обложению совокупным таможенным платежом только в случае если они подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством. Т.к. каяк не подлежит государственной регистрации, значит это не «водное судно», а значит совокупный таможенный платёж к нему не применим. Вот и всё.
На основании этого ответа я написал в Выборгскую таможню письмо с требованием произвести перерасчёт начисленных платежей и вернуть лишнее. Через некоторое время мне перезвонили из таможни и сказали, что деньги вернут (и действительно, я вскоре получил перевод на свою карту).
В итоге я так и не понял, что это было: спланированный грабёж или банальное не знание сотрудниками таможенного кодекса. На откровенный грабёж не похоже, т.к. кассирша сама предоставила мне явку с повинной (приходной ордер). Но и второе мне кажется маловероятным, потому что именно через МАПП «Торфяновка» куча народа везёт каяки из Финляндии, и наверное эти зелёные человечки должны были потрудиться и разобраться во всех тонкостях таможенного кодекса в части ввоза каяков.
Конструкция
Лодка изготовлена в высшей степени добротно, при этом в очень аскетичном стиле абсолютно без каких-либо излишеств.
Корпус выполнен из трёхслойного полиэтилена. Геометрия безупречная, никаких вмятин и искривлений. Поверхность полиэтилена шершавая. Не знаю, зачем так сделано, но, как показала практика, такая поверхность более стойка к появлению мелких царапин, например, от засовывания запасного весла под резинки, по сравнению с гладкой поверхностью, как на Seabird Victory HV.
Это самая длинная из всех моих лодок (531 см) и самая узкая (54) см. От таких пропорций ожидаем хорошую скорость.
Корпус разделён на четыре части герметичными жёсткими перегородками.
Лодка оборудована скегом, руля нет.
На корпусе отсутствует серийный номер, по крайней на моём экземпляре. Из-за этого при проезде через беспощадную российскую таможню я всегда немного волнуюсь. Позже я написал письмо производителю. Оказалось что они вообще не присваивают серийных номеров полиэтиленовым версиям своих каяков. Но написали, что моей лодке решили присвоить номер BW004418E018, и теперь я думаю, как бы его нанести на фюзеляж.
Имеется заметный прогиб корпуса от носа к корме (rocker). Значит ожидаем неплохую маневренность.
Форма днища – V-образная. Значит ожидаем не очень высокую начальную остойчивость (лодка будет валкой на спокойной воде). Но именно это качество требуется для уверенного плавания по волнам.
Ручки для переноски почти идеальные: перекладинка на верёвочке. Самое удобное, что может быть. Крепление тоже вопросов не вызывает: просто сквозная дырка в корпусе. Такую ручку гарантировано не вырвет, как у нас было на Boreal Design Baffin. Сделана резиночка, что бы неиспользуемая ручка притягивалась к корпусу лодки и не болталась. Всё бы хорошо, но перекладинку явно надо было сделать подлиннее.
Люк носового грузового отсека имеет овальную форму. Так же как и кормовой люк. Носовая и кормовая крышки взаимозаменяемые. Все крышки на лодке почему-то не имеют страховочных верёвочек, их опять пришлось подвязывать самому (как и на всех предыдущих лодках).
Конструкция горловин люков не очень понравилась. Во-первых, горловины являются отдельной деталью и вклеены в корпус лодки. В таких случаях я всегда боюсь, что там начнёт что-то отклеиваться, и будет сочиться вода. Но справедливости ради оговорюсь, что такие горловины имеет половина всех выпускаемых каяков.
Мне гораздо спокойнее, когда горловины являются продолжением корпуса (например, как на Seabird Victory HV). А во-вторых дренажные канавки в корпусе сделаны выше уровня основания горловин. Это значит, что вокруг люков всегда будет стоять вода. При этом посадочное место крышки люка оказывается утопленным в корпус лодки.
А ещё немного озадачила технология надевания крышек. После надевания их на горловину, надо ещё пройтись по нижней кромке люка и пальцами эту кромку затолкать в её посадочное место. Так мне сказал делать продавец в финском магазине. Причём делается это всё очень туго и муторно.
Сам по себе носовой грузовой отсек просто гигантский. От кокпита он отделён жёсткой перегородкой из того же материала, из которого сделана внутренняя поверхность корпуса. На всех лодках, с которыми приходилось иметь дело, перегородки были сделаны из мягкого пористого материала, а здесь они жёсткие, пластиковые. Предположу, что это попытка увеличить жёсткость корпуса, которой пятиметровым полиэтиленовым каякам отчаянно не хватает. Также обращает внимание, что эта перегородка сильно сдвинута вглубь кокпита, что, видимо тоже направлено на увеличение жёсткости лодки. Но жёсткая перегородка немного деформирует корпус лодки.
Перед декой имеется маленький отсек для всякой мелочёвки. В походе категорически полезная штука независимо от исполнения!!! Крыша этого отсека снабжена страховочной резинкой (даже удивительно). Крышка отсека сделана по традиционной для больших грузовых отсеков схеме: т.е. просто надевается на горловину сверху вниз. Но я бы не сказал, что в данном случае это удобно: попробуйте сидя в лодке надавить вытянутой рукой на крышку сверху вниз. Мне удобнее схема как у меня была на Victory: просто поворотная крышка на резьбе.
Внутри отсек представляет из себя пластиковое корыто, прикреплённое к деке снизу болтами. На предыдущих лодках в этом месте всегда был неопреновый мешочек. Корыто мне понравилось больше.
Сразу после кокпита располагается средний грузовой отсек. Тоже очень нужная вещь в походе.
Крышка точно такая же, как у маленького отсека перед кокпитом, только чуть больше размером. Перегородка, отделяющая этот отсек от кокпита, максимально сдвинута в сторону кокпита вплотную к сиденью. Из-за этого отсек получился достаточно большим, но в кокпите после спинки даже губку не положить. Видимо за счёт сдвигания перегородок вглубь кокпита конструкторы пытались усилить это потенциальное слабое место.
Крышка заднего грузового отсека является полной копией носовой крышки, включая все особенности и странности. Сам задний грузовой отсек не очень вместителен. Он существенно меньше носового отсека. При загрузке надо учитывать наличие ниши для скега.
Задняя ручка для переноски точно такая же, как и передняя.
Скег в убранном положении не убирается полностью, за счёт чего он формирует обводы кормовой части лодки.
Скег в выпущенном виде:
Лодка имеет минимальную подготовку к установке руля в виде углубления на корме для кронштейна и углублений на бортах для тросиков. И это всё. Если вы захотите установить руль, то придётся потрудиться: надо будет просверлить в этих трёх местах сквозные дырки, проложить внутри корпуса тяги (предварительно просверлив все перегородки), заменить педали. Но не думаю, что от руля на этой лодке будет много толку, т.к. корма очень высокая, и перо руля как минимум на половину будет всегда вне воды.
Кокпит достаточно просторен, как это обычно и бывает на туристических лодках. Но ноги здесь приходится держать более прямыми, по сравнению с Victory HV, сказывается более низкая дека.
Сиденье очень простое. Никаких регулировок нет в принципе. Но сидишь в нём как влитой, даже не поёрзать. Давно обратил внимание, что чем круче лодка, тем проще сиденье. Из подвижных частей здесь только спинка, которая висит на стропе и резинками притянута к бортику кокпита.
Бедренные упоры (thigh braces) для меня идеальные. При этом тоже без каких-либо регулировок.
Это первая моя лодка, в которой я в бедренные упоры упираюсь именно бёдрами, как в слаломном каяке, а не коленями.
А во всех своих предыдущих лодках я был вынужден упираться именно коленями, т.к. все эти лодки мне были велики по размеру, и дека с упорами располагалась слишком высоко.
Ножные упоры тоже верх аскетизма. Пожалуй, это единственная вещь в кокпите, которую можно регулировать. Для вещей места перед педалями очень мало. Гораздо меньше, чем в Victory.
Болты крепления педалей (а, соответственно, и сквозные отверстия под них) располагаются значительно выше уровня воды, практически сразу под декой, что гарантирует отсутствие протечки в этом месте (а на Victory мне эти болты после первого сезона пришлось дополнительно герметизировать, т.к. отверстия находились почти на днище).
После спинки места совсем нет. Можно разве что перчатки положить. А в моём первом каяке после спинки я возил баул объёмом 45 л!
Рычаг управления скегом сделан на левом борту, причём очень высоко от воды. Фактически он размещён на деке. Т.е. никаких протечек в этом месте ожидать не приходится.
Рычаг двигается туго. Благодаря этому при перевозке на машине скег самопроизвольно как на Victory не выезжает. При выпуске скега на максимум рукой чётко ощущаешь, что рычаг упирается в какой-то ограничитель. А вот при уборке скега такого чёткого упора не ощущается, рычаг как-будто в чём-то вязнет. И так на всех моделях Etain. А в модели Nordkapp рычаг чётко ходит от упора до упора.
Первые впечатления на воде.
Мой традиционный полигон для опробования свежекупленных лодок – речка на даче.
Когда сел в лодку и поехал, то очень быстро забыл про то, что лодка новая. Через некоторое время я поймал себя на мысли, что я просто катаюсь и наслаждаюсь тишиной весенней речки.
Вот так, никакого шквала эмоций, которые я неизменно переживал при опробовании предыдущих своих лодок. А связано это видимо с тем, что моя предыдущая лодка Victory тоже относилась к классу British Style, соответственно, лодки по своим повадкам оказались очень близки. Я ожидал от Etain валкости на спокойной воде по сравнению с Victory (всё-таки на 4 см уже, и V-образное днище вместо сплюснутого), но никакой разницы не почувствовал. При этом крен на Etain из-за этих особенностей, а также из-за иного положения ног в бедренных упорах, задавать легче. Более манёвренней Etain чем Victory, или менее, я не очень понял. Примерно равны. По крайней мере, маневрировать на Etain очень легко и приятно.
При плавании я очень придирчиво осматривал потенциальные места протечек, т.к. знаю, что новые лодки могут течь. В данной лодке такое место только одно – ниша скега в заднем грузовом отсеке. По результатам катания лишней воды в лодке не появилось.
При движении постукивает скег, как и на Victory.
Финляндия, 30 апреля – 2 мая 2018.
Первая морская покатушка для моей новой лодки прошла на Финском заливе в Финляндии.
Толком покататься не удалось из-за сильного ветра. Но испытали на себе воздействие жёсткой противной ряби. И этой ряби оказалось достаточно, что бы в заднем грузовом отсеке я обнаружил литров 5 забортной воды. Сразу стали пытаться понять, откуда её могло столько натечь. Оказалось, что течёт чёртов скег. Причём очень хорошо течёт, струйкой. Т.е. притапливаешь корму, засовываешь голову в люк, и видишь, что в месте прохода тросика через кожух скега бежит вода. Я мотивируя тем, что погода для плавания не пригодна упрашиваю ребят на следующий день съездить в магазин Bear and Water для экстренного ремонта. Ребята согласились.
На следующий день мы поехали в магазин. По дороге я им позвонил, обрисовал ситуацию и предупредил, что лодку оставлять не хотел бы. Они сказали, что всё сделают при мне. Лодку мы занесли в ту же мастерскую, в которой в 2013-м мучали мой кривой Prijon Seayak 520 HV. У финнов уже была приготовлена резиновая крышка с вклеенным в неё шлангом. Руководить операцией стал Бьёрн, замечательный местный дядька, который месяц назад и продавал мне эту лодку. Они надели её сначала на носовой люк, подключили насос, накачали, крышка вздулась, и тишина. Значит носовой отсек герметичен. Потом надели на кормовой люк, стали накачивать, и сразу появился шипящий звук. Значит есть дырка. Загерметизировали тросик термоклеем. При этом сказали, что пока клей не схватился, крышку люка надевать нельзя, в противном случае лодка по дороге может нагреться от солнца, давление внутри повысится и клей выдавит.
Заодно мы попросили проверить герметичность каяка Наташи Boreal Design Baffin. Она жаловалась, что у неё течёт задний грузовой отсек. Мы сняли лодку с крыши машины, лодка на солнце нагрелась и крышки грузовых отсеков вздулись. Бьёрн сразу указал нам на вздутые крышки и заявил, что лодка герметична.
Также финны мне предложили сделать небольшое усовершенствование моей лодки, а именно просверлить во всех перегородках дырки диаметром 1 мм. Они сказали, что это нужно для выравнивания давления внутри лодки. Если этого не сделать, то при спуске лодки в тёплый день на холодную воду, воздух внутри отсеков остынет, его давление понизится, и через крышки люков начнёт подсасывать воду с деки. Мне сверление дырок в перегородках новой лодки показалось варварством, а обоснование — полным бредом. Ничего сверлить не стали.
Норвегия 14-26 июля 2018.
Это был первый поход с вещами на этой лодке.
Загрузка лодки особых проблем не вызвала. Но грузить её точно также, как я грузил Seabird Victory HV, разумеется, не получилось. В Victory я в кокпите вёз полный запас пресной воды в виде трёх двухлитровых канистр перед педалями, и двух таких же после спинки, а также перед педалями на канистрах у меня стояла кастрюля. В Etain я в кокпит смог положить только кастрюлю перед педалями. А пресную воду пришлось класть в средний грузовой отсек. Так же я обратил внимание, что то, что я на Victory привык запихивать в корму слева и справа от скега, то на новой более узкой лодке туда просто не помещается. Но в целом с загрузкой проблем не возникло, лодка достаточно вместительная.
На третий ходовой день вечером я обнаружил в носовом и кормовом грузовом отсеках настоящий потоп! Всё мокрое. Текло откуда-то сверху. Под подозрение сразу попали крышки грузовых люков. Я сразу вспомнил предупреждение Бьёрна из финского магазина о том, что через крышки может подсасываться вода с деки, скапливающаяся вокруг горловин люков, которые, как я писал выше, располагаются ниже уровня деки. Тогда я решил попробовать закрывать люки не плотно, т.е. на горловину надеть, а нижнюю кромку крышки в её посадочное место не заталкивать. И к нашему удивлению это сработало. В грузовых отсеках стало сухо. После возвращения из этого похода, я сам просверлил во всех перегородках маленькие дырочки сверлом 1 мм.
В самом последнем ходовом дне я осознал, что весь поход сижу в луже. Т.е. сиденье у меня всегда полно воды, будто это какой-то тазик. При этом в кокпите на дне лодки воды почти не было. Оказалось, что вода течёт через болт, которым к бортику кокпита крепится бедренный упор. Вода просачивается через неопреновую юбку, потом по этому болту попадает внутрь полого бедренного упора и стекает из него по моей ноге прямо на сиденье. Причём проблема была только с правым бедренным упором. Левый был сухим. В итоге после похода я выкрутил оба этих болта, заполнил отверстия герметиком и закрутил обратно. И поставил в план покупку новой юбки, т.к. для моей это уже был шестой сезон.
В плане ездовых качеств этот поход никаких откровений не принёс, т.к. лодка очень похожа на Seabird Victory HV. Но кое-какие нюансы всё же есть. Например, при движении против волны через передний грузовой люк, как через самое низкое место передней деки, частенько с борта на борт перебегала волна. При этом кончик носа лодки с ручкой всегда был над водой. На Victorу при движении против волны нос всегда выстреливал вверх как поплавок, и передняя дека всегда оставалась сухой, можно было даже люк не закрывать. Также я стал немного иначе работать скегом. Как правило я его всегда держал убранным (на Victory я его всегда стандартно выдвигал на треть), и лодка при этом сохраняла очень хорошую маневренность, но при этом была способна точно выдерживать курс. А вот когда появлялся боковой ветер, то скег я, как правило, просто выдвигал полностью (на Victory я подбирал какое-то промежуточное положение).
3 октября 2019, Ладожское озеро.
Весь сезон 2019 я пропустил в связи с рождением детей. Но 3 октября в свой день рождения всё и всех бросил и уехал с лодкой на один день на Ладогу.
Лодка при этом целый год пролежала без движения. Никаких вмятин не появилось. А вот оба Boreal Design Baffin сильно промялись в тех местах, которыми опирались на опоры. Пришлось их немного подвигать.
Ножные упоры в лодке почему-то оказались не отрегулированными под мой рост (возможно, что в крайней прошлогодней покатушке давал кому-то покататься, уже не помню). Пришлось их заново регулировать, но они почему-то отказывались фиксироваться в нужном положении. Оказалось, что начало заедать рычажок на обратной стороне педали. Для перемещения педали его нужно было нажать, а после установки педали в нужное место – отпустить, и он, будучи подпружиненным, возвращался в исходное состояние. Но видимо из-за песка рычажок стал очень тугим, и мне самому пришлось его возвращать в исходное положение.
Лодка в этот раз не текла: и в грузовых отсеках была сухо, и на сиденье лужи не было. Но правда я плавал очень мало.
Ещё мне показалось, что при боковом ветре не хватает скега: выдвигаешь его на максимум, а лодка всё равно тянет нос в сторону ветра. Лодка при этом была пустой. В Норвегии на гружёной лодке я такого не замечал.
1-7 августа 2020. Онежское озеро.
В 2020-м лодка побывала в коротеньком походе по онежскому Озеру.
Мы попали в ветренный день, попрыгали по небольшим, но остреньким волнам, когда были брызги и захлёстывания волной деки. Т.е. именно такие условия, при которых в Норвегии лодка через грузовые люки насосала много литров забортной воды. В этот раз в отсеках было сухо. Т.е. просверленные в перегородках дырочки помогли.
Сиденье в этот раз тоже было сухим. То ли герметик в болте, который держит бедренный упор, помог, то ли новая юбка.
К ездовым качествам по прежнему продолжаю присматриваться. Скег использую только в двух положениях: либо убран, либо полностью выдвинут, т.е. какое-то промежуточное положение подбирать не пытаюсь. И что-то мне кажется, что при боковом ветре скега даже на максимуме не хватает. Пока считаю, что у меня просто руки кривые, а лодка правильная. Может быть надо корму сильнее грузить, а нос меньше. По опыту предыдущей лодки знаю, что эффективность скега зависит от центровки лодки.
Продолжение следует…