Карты для распечатки (JPG) и маршрут для загрузки в навигатор (GPX): 2013 Баренцево_карты_маршрут

Участники:

Павел Лебедев, Prijon Seayak 520 HV

Олег Зейкин, Prijon Yukon Expedition

Серьёзная помощь в организации: Руслан Кужаков

Подготовка: пограничники

Пограничники, погранзона… Это именно то, что первое приходит в голову, когда планируешь туристическую поездку на север Мурманской области. В этих местах есть и погранзона, и ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования). Куда-то без пропуска не попасть, где-то только паспорт проверяют, куда-то въезд свободный. И всё это год от года меняется. И именно из-за этого мы ездим на Баренцево море в соседнюю Норвегию.

Очень быстро я установил, что полуостров Средний и полуостров Рыбачий уже несколько лет открыты для свободного посещения. Но при подъезде есть КПП на котором надо всего лишь предъявить российский паспорт. Т.е. вроде всё хорошо: беспрепятственно приезжаем туда, и плывём вдоль берега себе в удовольствие. Правда были некоторые опасения насчёт плавания по морю, но я им не уделил должного внимания, т.к. прочитал уже два отчёта о плавании на морских каяках и надувных байдарках на Баренцевом море в районе Териберки, когда люди вообще ничего не оформляли, и к ним не было никаких вопросов. Но вечером перед самым отъездом мне вдруг позвонил Руслан и сообщил, что он кое-что выяснил про погранзону, там всё оказалось совсем не просто, и дал мне телефон человека, который организует поездки дайверов в те края. Я позвонил Виталию. После разговора с Виталием оказалось, что всё совсем плохо. На воде, в отличие от берега, действуют совсем другие правила. Т.е. приехать на Рыбачий можно, а вот для плавания вдоль берега уже требуется согласование с пограничниками. А пограничники, по крайней мере, акваторию Варангерфьорда, патрулируют очень хорошо, не замеченным не проскочишь, а это вся наша западная часть маршрута. И что же делать? Виталий порекомендовал позвонить в Пограничное управление ФСБ России по Мурманской области, телефон +7 (8152) 48-75-80. Звоню. Время уже было около 18:00, пятница! Но трубку подняли и попросили позвонить на телефон +7 (8152) 48-75-85. Звоню туда. К моему удивлению трубку тоже снимают. Говорю с капитаном второго ранга Волковым А. В. Я ему всё честно рассказал: кто мы с Олегом такие, зачем туда едем. Так же указал, что завтра утром мы уже садимся на поезд. Прошу помочь. Он отвечает, что всё это регулируется Приказом ФСБ России от 15 октября 2012 года №515, статьи 3-3.7. Согласно этим статьям по прибытии мы должны зарегистрировать свои маломерные суда в ближайшем подразделении пограничного органа. Причал этого органа для нас будет являться пунктом базирования. Покидать пункт базирования и возвращаться в него можно только уведомив пограничный орган. Находиться вне пункта базирования можно только в светлое время суток. Т.е. каждый вечер мы должны будем возвращаться в пункт базирования. Причём ночью лодки должны храниться на причале. Но если у нас на каяках было бы сертифицированное техническое средство автоматической передачи местоположения, то тогда каждый вечер на базу возвращаться не требуется.  Спрашиваю у капитана, как же нам поступить? Такие требования для нас не выполнимы. Капитан это и сам понимает и, кажется, даже не меньше моего озабочен судьбой нашего предприятия. Говорит, что нам в любом случае надо известить пограничный орган о нашем плавании. Для этого достаточно послать e-mail в свободной форме на адрес ‘сс@pufsb.ru’. Ну а ответственное лицо, которое будет рассматривать наше обращение, может под свою ответственность разрешить нам плавание в том формате, в котором нам требуется. Я поблагодарил капитана и хотел уже садиться за сочинение письма, но капитан проявил большой интерес к нашему походу и долго расспрашивал про наше снаряжение, про каяки и про то, где мы уже были. Высказал своё опасение на тот счёт, что у нас с собой не будет рации. Также предупредил, что на нашем маршруте будет военный полигон, где нас могут запросто накрыть ракетами. В тот же вечер я отправил на указанный мне адрес письмо. Там я всё подробно изложил про наш маршрут и сроки, а также указал, что соответствующий опыт и снаряжение у нас имеются, а плавание будет проходить в непосредственной близости от берега. Когда я упоминал в тексте слово «каяк», то для солидности обязательно писал перед ним «морской». В конце письма привёл паспортные данные свои и Олега.

В тот же вечер я опять разговаривал с Русланом по телефону. Мы с Русланом засомневались на счёт того, правильно ли я поступил, послав запрос в ФСБ. Как нам тогда показалось, надо было просто тихо приехать на место – проезд ведь свободный – спустить лодки на воду и пройти маршрут. А так скорее всего нам откажут, а зная наш маршрут и сроки – ещё  и поймают.

Уже после похода я прочитал в новостях на сайте Национального парка «Русская Арктика», что за лето 2013-го пограничники прервали экспедицию немецкого яхтсмена Арведа Фукса на Землю Фрнца-Иосифа, хотя все разрешения у него и членов его экипажа были  получены (но видимо всё же чего-то не хватило), а также задержали  несколько яхт из состава международной регаты «Adventure Race 80 dg», у которых, тоже всё было оформлено, но не было сертифицированного  средства передачи местоположения.

Подготовка: погода

Если бы не пограничники, то вопрос погоды однозначно был бы главным при подготовке к походу. Собственно он и должен быть главным. Погоду я изучал по материалам сайта rp5.ru для населённого пункта Вайда-Губа. Просмотрел всю статистику погоды за летние месяцы вплоть до 2006-го года. В первую очередь меня, разумеется, интересовала скорость ветра, именно его я считал нашим главным соперником (после пограничников, разумеется). Хотелось понять, что нас там ждёт, а также сравнить это с условиями, в которые мы попадали в других походах на других морях. Посчитал среднюю и максимальную скорости ветра для летних месяцев за последние 7 лет.

Май: средняя скорость 5.6 м/с (4 балла, умеренный), максимальная 17 м/с (7 баллов, крепкий, 2006-й).

Июнь: средняя скорость 5.4 м/с (3 балла, слабый), максимальная 17 м/с (7 баллов, крепкий, 2012-й).

Июль: средняя скорость 5.0 м/с (3 балла, слабый), максимальная 15 м/с (7 баллов, крепкий, 2012-й).

Август: средняя скорость 4.5 м/с (3 балла, слабый), максимальная 14 м/с (7 баллов, крепкий, 2010-й).

Сентябрь: средняя скорость 5.4 м/с (4 балла, умеренный), максимальная 16 м/с (7 баллов, крепкий, 2006-й).

Получилось, что август самый тихий месяц в плане ветра. А я как раз на август поход  и планировал, вот и чудненько. Для сравнения посчитал всё тоже самое для хорошо знакомого Белого моря (Кемь). Там средние и максимальные скорости ветра по этим же месяцам оказались ровно в 1.5 раз ниже. Самый тихий месяц в Кеми оказался июль, хотя август от него не сильно отличается.

Также просмотрел погоду в Вайда-Губе день за днём начиная с 2006-го за последние две недели августа, т.е. в сроки предполагаемого похода. Пытался представить, как я буду себя ощущать в этих условиях, основываясь на своих записях о скорости ветра с предыдущих походов. В итоге вывел для себя упрощённую формулу ветрового режима в эти сроки: 4-5 дней ветер 3-4 м/с, потом 2-3 дня ветер 10-11 м/с, потом всё повторяется. Т.е. грубо говоря 4-5 дней гребём, потом 2-3 дня сидим на берегу. Предел по скорости ветра я для себя установил 8 м/с. Ветер, как правило, западный или северо-западный.

Ещё мне необходимо было определиться с направлением движения по маршруту: по часовой стрелке или против. Я до жути боялся попасть в высокую попутную волну. Решил, что исходя из господствующего направления ветра (северо-западный) лучше идти против часовой стрелки, в этом случае мы на критическом северном отрезке (между Цып-Навалоком и Вайда-Губой) будем иметь встречный ветер, а значит и волна будет встречная, т.е. самая безобидная.

К сожалению, информацию о размере волны в тех местах я не нашёл. Но по фотографиям в интернете, сделанных в тех краях, видно, что море, как правило, спокойное или с незначительным волнением (что удивительно).

Подготовка: отправка лодок

Лодки из Питера в Мурманск сразу решил отправлять транспортной компанией «Деловые линии». В одну сторону вместе с упаковкой получалось чуть больше 3 т.р. за одну лодку. Но Фёдор (vorchun), который следил за нашей подготовкой, предложил воспользоваться услугами РЖД и попробовать отправить лодки в Мурманск багажным вагоном. Сам он успешно отправлял лодку подобным образом 6 раз. По цене это должно было получиться раз в 5-10 дешевле, чем «ДЛ» или любая другая транспортная компания. Но главное преимущество  багажного вагона перед транспортной компанией всё-таки заключается не в цене, а в возможности отправить лодку практически на любой полустанок, где есть багажное отделение, что может пригодиться в следующих путешествиях. Проблема лишь одна: в багажном отделении официально не принимают груз длиннее 3-х метров. Надо идти и получать одобрение у начальника. Мне такого одобрения не дали, хотя Фёдору с этого же вокзала в прошлом году удалось отправить каяк. Так что лодки мы отправили «Деловыми линиями». Я заказал воздушно-пузырьковую упаковку. В Мурманск лодки приехали через три дня, о чём меня известили по телефону.

17 августа 2013, сб.

8:40 встретились с Олегом на Ладожском вокзале. Сели в плацкартный вагон, поехали.

Пока ехали, я очень нервничал по поводу нашего маршрута. Очень пугала северная часть, т.к. это действительно открытое место, впервые в моей практике. Ну и, разумеется, постоянно думал о пограничниках. Они, конечно, нас не расстреляют, но поход сорвать запросто смогут.

Всю дорогу точили с Олегом лясы, а в перерывах ели и спали. Пока ехали, пытался продать Олегу свой каяк.

18 августа 2013, вс.

В 6:30 поезд остановился в полюбившейся мне с прошлых поездок Кандалакше. К сожалению, знакомый киоск с магнитиками не работал. Созвонился с Василием из Колвица-Тур, который организовывал нам заброску и выброску в 2011-м и 2012-м. Он как раз в это время встречал группу с моего поезда. Встретились, обсудили погранцов на моём маршруте. Василий тоже предположил, что зря я им послал запрос. Василий подарил мне путеводитель по Кандалакшскому району. Наконец у меня было, что почитать толкового!

Между Апатитами и Оленегорском поезд шёл прямо по берегу живописного озера Имандра.

12:25. Прибыли в Мурманск. На привокзальной площади встретились с Павлом и Валей из Мончегорска. У нас была договорённость, что они отвезут нас на море. С вокзала поехали прямо в «Деловые Линии», получили лодки. Они почему-то были упакованы не в воздушно-пузырьковую упаковку, как я заказывал, а в обычную плёнку-стретч. На моём каяке появилось несколько свежих царапин. Потом заправились, перекусили и в путь.

16:11. Остановились в Долине Славы (во время войны называлась Долина Смерти).

Почитали высеченные на камне предсмертные записки наших дедов. От некоторых в горле вставал ком. Павел с Валей пытались нам рассказать о кровопролитных боях, которые здесь велись с 1941 по 1944. Но роль экскурсовода неожиданно взял на себя Олег. Как потом оказалось, его подготовка к этому походу в основном состояла из изучения военной истории этих мест.

16:45. Едем дальше. Леса нет.

16:48. Перед поворотом на Новую Титовку пост. У нас проверяют паспорта, потом едем дальше, сворачиваем с трассы М18 в сторону Новой Титовки. Асфальт быстро кончился, дальше только грунтовка.

По дороге Павел дважды съезжал к  речке Титовка для осмотра водопадов. Пофотографировали, как рыба запрыгивает на водопады.

18:39. Остановка возле так называемого пьяного ручья для соблюдения соответствующего ритуала.

19:19. Справа замелькало море, точнее губа Кутовая, которая является частью Мотовского залива, отделяющего полуостров Рыбачий от материка. Стали выбирать место для старта. Нам хочется, что бы берег был не очень далеко от дороги, и что бы рядом был источник пресной воды.

19:41. Остановились у креста на высоте Яйцо. В этом месте погиб десантный отряд под командованием капитана Юневича. Из 48 человек погибли 47, включая самого Юневича. Сразу после высадки в тыл врага они попали в окружение, вели бой, дважды вызывали огонь на себя. После чего связи с ними больше не было.

В губе Малая Волоковая на берегу на 9-й день похода мы увидим памятник в том месте, где отряд Юневича высадился на берег.

До берега моря тут несколько сотен метров. Решили проехать ещё сотню метров вперёд, и уже там начали разгружаться. Тут ещё один памятник героям Рыбачьего.

По-быстрому разгрузились.

Павел с Валей поехали дальше, а мы с Олегом занялись перетаскиванием рюкзаков и лодок к берегу.

Плыть сегодня уже, разумеется, никуда не планируем. Поужинаем и ляжем спать. Мы ещё на материке.

В 21:44 температура воздуха была +21, штиль. Против штиля мы не возражаем, но температура для нашего снаряжения слишком высокая.

Когда село солнце, то подул несильный ветер.

Место достаточно оживлённое. По дороге над нами то и дело проезжают машины. В вершине губы Кутовая какой-то очень большой палаточный лагерь, видны фары машин.

Будильник на 8:00.