Маршрут для загрузки в навигатор (GPX): OSTR-TER-ROUTE-250KM
Карты для распечатки с нанесённым на них маршрутом (JPG): Barents_Maps_2016
Участники:
Павел Лебедев, лодка Seabird Victory HV
Наталья Макова, лодка Boreal Design Baffin
Олег Зейкин, лодка Boreal Design Baffin
О маршруте.
Идею маршрута Островной-Териберка я вынашивал очень давно, но всё никак не мог решиться. Этот маршрут очень часто упоминается морскими каякерами в качестве мечты. Маршрут относительно несложен в части транспортной доступности (попасть что в Островной, что в Териберку совсем не сложно), а также в части километража (всего около 250 км). Но пугает необходимость различных согласований с пограничниками, а также потенциально суровые метеоусловия, т.к. маршрут почти на всей своей протяжённости не прикрыт никакими островами от северных ветров и океанских волн.
Подготовка.
Согласование с пограничниками оказалось совсем не сложным, хотя и трудоёмким. Начинать оформление надо не менее чем за месяц. Нам понадобилось:
— зарегистрировать наши каяки, получив на них соответствующие талончики (обязательно);
— получить пропуск на острова, которые являются пограничной зоной (не обязательно, если не собираешься посещать острова).
Первое и второе было оформлено в Пограничном управлении ФСБ РФ по Мурманской области. Свои документы мы послали по электронной почте. Для переправки готовых документов из Мурманска в Питер пришлось воспользоваться услугами DHL, т.к. сами пограничники документы никуда не отправляют.
— оформить транзитный пропуск в ЗАТО «Островной» (обязательно). Пропуск оформлял в администрации г. Островной посредством электронной почты. После оформления мне прислали цветной скан пропуска, оригинал я так и не увидел.
Также предварительно по телефону были забронированы места на теплоходе «Клавдия Еланская».
Лодки традиционно были отправлены в Мурманск «Деловыми линиями». В этот раз мы заказали доставку лодок непосредственно в порт на проходную к 13:00. Правда, работники порта, нас просили привезти лодки к теплоходу к 10:00, но это было нереально, т.к. у нас только поезд прибывал в 11:55.
Кроме этого мы зарегистрировали наш поход в МЧС.
Из электроники у нас добавилась радиостанция морского диапазона, а также спутниковый телефон.
22 августа. ПН.
Утро. Подъезжаем на поезде к Мурманску. Сейчас понедельник, поэтому мой телефон просто разрывается от звонков контрагентов с работы.
План действий у нас на сегодня такой:
— выкупить забронированные билеты на «Еланскую»,
— найти проходную в Рыбном порту (улица Траловая 38),
— получить на этой проходной лодки от «Деловых линий» и пройдя через проходную доставить лодки к теплоходу,
— оформить лодки как груз и погрузить их на теплоход, сесть на теплоход самим. Отправление теплохода в 19:00.
С теплоходами мы дела никогда не имели, поэтому я немного нервничаю.
11:55. Мы на поезде прибыли в Мурманск. Олега с Наташей я оставил в зале ожидания, а сам с их паспортами бросился на автовокзал выкупать билеты на «Еланскую». Здание автовокзала находится прямо на привокзальной площади железнодорожного вокзала. Там в углу есть касса, где продают билеты на теплоход. Там очередь, которая двигалась жутко медленно, т.к. бланки билетов кассир заполняла вручную. Передо мной было человек пять, которых оформляли не меньше часа.
Пока я стоял в очереди, то подходили другие пассажиры, в том числе, подростки, и занимали очередь. Бросилось в глаза, что они все друг друга очень хорошо знают. Явно, что они все были жителями Островного или Гремихи. Из туристов был только я один.
Пока я стоял в очереди, то мне позвонили из «Деловых линий» и предупредили, что к 13:00 доставить лодки в порт не успеют. Я этому даже обрадовался, т.к. сам не успевал, ответил, что можно и к 13:30 лодки привезти.
Билеты выкупил без проблем. Каждый билет стоил 806 рублей, плюс 100 рублей дополнительно к каждому билету за бронь. Не без жалости наблюдал, как уставшая кассирша вручную от руки заполняет бланки билетов, а потом всё это переписывает в свою тетрадку. При оформлении билетов потребовала предъявить пропуск в ЗАТО «Островной», я показал распечатанную копию (из всей очереди у меня у единственного была копия, все остальные предъявляли оригиналы с синими печатями).
Примерно в 13:30 мы уже были на проходной Рыбного порта (ул. Траловая 38). Это 10 минут пешком от железнодорожного вокзала (пока я стоял в очереди, Олег сбегал на разведку и нашёл нужную нам проходную). Оформили пропуска на проход в порт (бесплатно при наличии билетов на теплоход). Ждём лодки. Я отзвонился начальнику погрузки и предупредил, что мы задерживаемся. Она мне ответила, что крайний срок предоставления груза – 15:00. Предоставим позже – погрузить не успеют. Мы начинаем названивать в «Деловые линии» и требовать привезти лодки. Девушка-оператор ответила, что попробует разобраться с проблемой и перезвонит. Мы уже начинаем конкретно переживать. Через некоторое время позвонил водитель из «Деловых линий» и сказал, что в 15:00 он едет в терминал грузиться, после чего примерно в 15:30 будет у нас. Я ему ответил, что нас это не устраивает. Опять звоню в «Деловые линии», объясняю, что лодки нам нужны именно в 15:00. Привезут позже – могут оставить себе. К чести «Деловых линий» около 15:00 к нам наконец-то приехала машина с лодками и со взмыленным водителем. С его слов узнали, что машин для доставки по городу у них катастрофически не хватает. Мы быстро оформили на него пропуск и въехали на территорию Рыбного порта.
15:08. Быстро нашли «Еланскую».
Там уже вовсю идёт погрузка. Я сразу побежал к рабочим, которые занимались погрузкой, они мне сказали ждать. Как до нас дойдёт очередь, так погрузят.
Ждём и балдеем от обстановки. Спешить уже никуда не надо, наблюдаем за погрузкой.
Чего только не грузили в «Еланскую»! Куча продуктов, стальные трубы, кровельное железо, какие-то механизмы. Кроме этого в очередь на погрузку стояло около десятка личных автомобилей пассажиров. Всё это подъёмным краном опускали в большой люк на передней палубе. Один очень болтливый рабочий позвал меня посмотреть на трюм на предмет погрузки наших лодок. Я поднялся на палубу и посмотрел вниз в трюм. Аж голова закружилась! Теплоход изнутри был явно больше и глубже, чем это казалось снаружи. Другой рабочий на меня наорал и потребовал, что бы я покинул палубу, что я и сделал.
Постоянно подъезжали грузовики и привозили что-то ещё. И это прямо с кузова начинали грузить. А до нас очередь всё никак не доходила. Я опять начал нервничать. Время отправления теплохода быстро приближалось. Как бы он не ушёл без наших лодок. Несколько раз подходил к рабочим. В какой-то момент я вспомнил, что груз вообще-то надо оформить и оплатить. Для этого меня отправили в небольшое двухэтажное административное здание в конце причала. Изнутри здание поразило! Здесь с советской эпохи вообще ничего не поменялось! Понастольгировал. На втором этаже всё быстро оформил. За перевозку трёх лодок заплатил 131 рубль 14 копеек. Сумасшедшие деньги! Кстати, документ на груз, который мне выдали, называется «коносамент». Никогда такого слова не слышал.
На погрузке нам, в конце концов, сказали, что бы мы лодки по трапу сами занесли на борт и положили на пассажирской палубе на правом борту.
18:00. Мы с Олегом начинаем заносить лодки на борт. От счастья нас просто распирает!
Потом заселились сами. Процесс заселения выглядит почти как в гостинице: на стойке администрации мы показали наши билеты, нас записали в журнальчик и сказали, где находится наша каюта (где-то глубоко внизу в корме). Рюкзаки предложили сдать в камеру хранения, но мы отказались. Ключей от каюты нам не дали. Выяснилось, что все каюты во время плавания не запираются.
Внутренности теплохода вызвали у нас неподдельный восторг! Везде идеальная чистота и уют, в коридорах и на лестнице ковры. Каюта четырёхместная. В ней есть туалет, душ. А также электрические розетки! 4 штуки!!! По одной штуке на человека!!! Т.е. я смогу подзарядить свой телефон, который в течение дня усилиями контрагентов с работы, а также усилиями «Деловых линий» оказался почти полностью разряженным. И это на теплоходе 1977-го года постройки! В новом вагоне фирменного поезда «Арктика» на 54 пассажира для этих же целей было предусмотрено всего 3 или 4 розетки.
18:25. До отправления теплохода остаётся 45 минут. Продолжаем наблюдать за погрузкой, но теперь уже с палубы. Дошла очередь до автомобилей.
Я так и не понял, зачем с нас требовали привезти лодки сначала к 10:00, а потом к 15:00, если погрузка в 18:25 всё ещё шла полным ходом.
18:48. Рядом с нашими лодками образовался велосипед.
Это Володя из Москвы. Катается по Кольскому полуострову. Только что вернулся с Рыбачьего, теперь на «Еланской» направляется на Терский берег. В Островном он выходить не будет, а значит и никаких пропусков ему не надо. Оставив велосипед Володя сошёл на берег в поисках продуктового магазина.
В 19:20 «Еланская» наконец-то отошла от причала Рыбного порта. Удивительно, что на судне почти нет людей. Володи нет, надеемся, что он успел подняться на борт.
Началось наше морское путешествие на теплоходе. Для каждого из нас оно первое в жизни.
Но продлилось оно не долго. Спустя буквально 20 минут «Еланская» вновь повернула к берегу, а точнее к Мурманскому морскому вокзалу. Рядом стоит атомный ледокол-музей «Ленин».
Причалили. На борт поднялась толпа народу с детьми. К нашей радости в этой толпе был и Володя. Как оказалось, он заранее знал, что теплоход сделает остановку.
Где-то около 20:00 теплоход вновь отчалил. В этот раз уже окончательно. Мы сразу отправились в бар. Там предлагаются самые вкусные в мире бутерброды и чай! Мы весь день ничего не ели!
21:19. Двигаемся по Кольскому заливу в сторону Баренцева моря. Проходим мимо нашего авианосца «Адмирал Кузнецов».
21:22. Проходим мимо группы атомных ледоколов «Таймыр», «Советский Союз», «Сибирь», «Арктика». Все кроме «Таймыра» уже выведены из эксплуатации и скоро будут утилизированы. Но надеюсь, что «Арктику» всё-таки сохранят и переведут в Питер, и разместят на ней музей Арктики и Антарктики.
22:10. Сидим с Володей на скамеечке на палубе. Хочется тут всю ночь просидеть, но становится холодно.
22:15. Темнеет. Мы всё ещё в Кольском заливе.
Пока есть сотовая связь проверяю прогноз погоды. А прогноз не супер. На завтра (вторник 23 августа) во второй половине дня ожидается ветер 7 м/с, с порывами до 12. Многовато для нас, но он южного направления, т.е. с берега, не очень опасно, справимся. А вот на среду 24 августа ожидается ветер 9-10 м/с с северо-востока. Вот это однозначно нелётная погода. На последующие дни ветер прогнозировался не более 5 м/с, но иногда он был с крайне нежелательного северного направления. А на воскресенье прогнозировалось усиление до 12 м/с. Эх, какой-то ветреный период видимо нам попался.
Около 23:00 пошли спать. Стала ощущаться качка. Наша каюта в корме, а значит мы хорошо слышим двигатель, но он абсолютно не мешает засыпать. В каюте очень тепло. Засыпая я чувствую себя абсолютно счастливым благодаря новым впечатлениям.