24 июня – 1 июля 2011,
5 ходовых дней, 100 км
Участники:
Константин Виноградов, 1979, СПб. Туринговый каяк Prijon Yukon Expedition.
Павел Лебедев, 1979, СПб. Туринговый каяк Prijon Yukon Expedition.
Владислав Коростель, 1975, Киркенес. Морской каяк Hasle Expedition.
Текст: П.Лебедев
Фотографии: К.Виноградов, П.Лебедев, В.Коростель.
1. НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ВСЛУХ
Выбор маршрута
Изначально в Норвегию ехать у нас даже в мыслях не было. Просто после того, как водный сезон 2011 был распланирован, оставалась одна свободная неделька. Недельный походик на Белое море не получался, т.к. требовалось как минимум две недели. Решили сгонять на чудесный остров Кильдин, что в Баренцевом море недалеко от входа в Кольский залив. По заброске и по времени всё оказывалось исключительно просто. Однако сразу выяснилось, что ВСЁ северное побережье нашей с вами страны кто-то объявил погранзоной и без пропусков никого туда не пускает. К тому же Баренцево море относится к зоне ответственности Северного флота, а значит, возможно, что придётся идти на поклон ещё и к этим господам. Вообщем мы решили не связываться с этой бюрократией и поехать в норвежскую часть Баренцева моря. А для этого кроме загранпаспорта и визы не требуется НИЧЕГО!
Маршрут решили проложить в районе Киркенеса, т.к. это не далеко от РФ, а также потому, что там живёт Влад, который заинтересовался нашим маршрутом и с которым мы были знакомы по переписке. Маршрут придумал Костик, детальную информацию по нему собрал Влад у местных каякеров.
Руководство
Руководителя решили не избирать и не назначать, благодаря чему поход прошёл в спокойной товарищеской атмосфере.
Заброска, выброска
Заброску и выброску разрабатывал Костик, т.к. он уже имел богатый опыт автомобильных поездок по Скандинавии.
Он предложил вечером выехать из СПб, пересечь в Светогорске границу с Финляндией, проехать всю Финляндию с юга на север и к вечеру следующего дня остановиться в каком-нибудь кемпинге в непосредственной близости от норвежской границы. А рано утром третьего дня стартовать из кемпинга, въехать в Норвегию, встретить в Киркенесе Влада и сразу на воду. Ехать в Норвегию по территории России Костик, мягко говоря, не хотел, даже несмотря на дешёвый бензин.
Как задумали, так и исполнили. Кемпинг, где мы останавливались, называется Holiday Village Inari, находится на берегу живописного озера Инари.
Обратно тем же способом. Но без остановки в кемпинге.
В сумме на машине мы проехали 3222 км. На бензин ушло 7400 рублей с человека.
Визы у нас были финские, въезжали и выезжали через Светогорск.
Каяки, руль
Даная поездка была уже второй вылазкой на море на туринговых каяках Yukon Expedition, В предыдущем походе по Белому морю, мы очень крепко пожалели, что не купили рули. Теперь руль были куплены и установлены. Результат превзошёл все самые смелые ожидания!!! Ходовые качества на открытой воде улучшились РАДИКАЛЬНО! Проблема курсовой устойчивости при ветре и при волнении просто перестала существовать! Появилась возможность спокойно равномерно грести в комфортном режиме и при этом двигаться под любым углом к ветру и волне!
Так же хочу отметить, что рули на каяках предназначены для удержания и корректировки курса на открытой воде, а не для маневрирования. Активное маневрирование с опущенным в воду рулём невозможно, т.к. он сопротивляется резким сменам направления, даже если его отклонить на максимум.
Весло
Перед этим походом я на смену своему уже порядком надоевшему тяжёлому и короткому (205 см) веслу TNP купил туринговое весло Manta Ray Carbon американской фирмы Aqua-Bound. Вес весла 850 г, длина 220 см. Вот уж не предполагал я, что весло может так сильно повлиять на ходовые качества каяка и на удовольствие от гребли! Существенно возросла скорость! Это заметно как по показаниям GPS-навигатора, так и по буруну у носа каяка! Т.к. весло чрезвычайно лёгкое, то стал гораздо меньше уставать, перестало болеть при длительной гребле плечо. Лопасть весла ассиметричная, форма чрезвычайно сложная. Шафт овальный под обе руки и имеет специальную поверхность для предотвращения соскальзывания руки вдоль шафта. Угол регулируется, я поставил себе 60 градусов. Это моё первое фирменное весло и я не пожалел!
Пресная вода
В этом походе на всех стоянках пресной воды было предостаточно. Тем не менее мы не пожалели, что везли солидный запас пресной воды с собой, т.к. это избавляло от необходимости каждый раз её искать и носить к месту приготовления еды. Я вёз литров 15, Костик около 10, у Влада на борту было 9 литров. Мы с Костиком везли её в складных канистрах (у меня две, у Костика одна), Влад вёз в полуторалитровых пластиковых бутылках (6 штук).
Одежда для гребли
В этом походе из гидрокостюма на мне были только неопреновые штаны и неопреновые тапки. Неопреновую куртку даже брать не стал, т.к. уж больно противно в ней находиться. Грёб во флисовой куртке и авизентовой штормовке. Это, конечно же, очень комфортно, но если бы я против своей воли оказался в воде Баренцева моря, то серьёзное переохлаждение гарантировано уже спустя несколько минут. Поэтому к следующему походу очень хочется купить драйтоп, хотя бы только куртку. Это не только вопрос комфорта, но и безопасности.
Карта маршрута с трэком и местами ночёвок: