20 августа, ср, пятый день. 60 км  (велосипед).

Ночью был сильный ветер. Без будильника встали в 8:30. Позавтракали. Сделали из гермы подобие рюкзака и пошли в посёлок добывать велосипеды.

На море ветрено.

10:31. Мы уже при конях!!!

Едем в ботанический сад «Макарьевская пустынь»! Всего 3 км на запад от посёлка по отличной грунтовке.

10:47. Приехали! Симпатичный заборчик и калитка.

Велосипеды оставляем за забором. Кроме наших тут уже стоят несколько, все без велозамков. Покупаем билеты и проходим внутрь.

Нас сразу встречает большой плакат.

Ботанический сад появился сравнительно недавно. Изначально с начала XIX века тут была Макариевская пустынь, т.е. уединённое поселение монахов. Пустынь сначала состояла из небольшой деревянной часовни и двух келий. К середине XIX века появился воскобелильный завод, а в 1854-м году на горе Александровской была возведена часовня во имя святого великого князя Александра Невского. Затем появились и другие постройки, многие из которых сохранились до наших дней.

Монахи не могли не заметить, что данное место имеет особый микроклимат, т.к. с трёх сторон защищено от холодных ветров холмами. Поэтому тут быстро появились сначала огороды, а потом были посажены яблони, кедры, устроены цветники и оранжереи. К началу XX века это уже был цветущий сад.

На Александровской горе часовня Александра Невского.

На другом возвышении построен жилой деревянный дом, который датируется 1860-ми. Его называют «дача архимандрита».

Ближе ко входу стоит сторожка, построенная в страшные 1930-е.

За сторожкой валунный ледник для хранения съестных припасов (1894-1899).

Тут мы встретили экскурсионную группу.

11:50. Покидаем ботанический сад. Возвращаемся в посёлок, там меняем мой велосипед, оказавшийся неисправным, на другой. И двигаем в путь! Наша сегодняшняя велоцель – острова Большая и Малая Муксалма.

По дороге предлагаю заехать в местный аэропорт. Женя категорически отказывается, но готов меня подождать. Странно, откуда такая боязнь аэропортов?

Аэропорт умиляет своей патриархальностью. Такое ощущение, что его тоже построили монахи где-то в первой половине XIX века.

Перед зданием аэровокзала отсутствует привычная парковка для автомобилей, зато стоит много велосипедов (все – не пристёгнуты).

Аэропорт был построен до Великой Отечественной войны. Во время войны использовался советской морской авиацией. В настоящее время это классический аэропорт местных воздушных линий, длина полосы 1500 м, покрыта стальными листами.

12:52. Мы с Женей наконец-то выезжаем из посёлка и по грунтовой дороге держим путь строго на восток к дамбе, соединяющей Большой Соловецкий остров с островом Большая Муксалма.

13:20. Въезжаем на валунную дамбу!!!

Дамбу начали строить в середине XIX века для обеспечения сообщения с островом Большая Муксалма и закончили в 1871-м. Дамба имеет длину чуть больше 1 км. Один из участков дамбы представляет из себя мост, т.к. каменная кладка включает три арки, позволяющие циркулировать морской воде во время приливов и отливов. В тот момент, когда мы там были, течение по нашим оценкам было около 3-5 км/ч.

Проезд на автомобильном транспорте по дамбе запрещён.

Дамба сильно петляет.

Зигзагообразность дамбы отчасти связана с тем, что она проведена через точки наименьшей глубины пролива, а отчасти такая форма позволяет лучше противостоять натиску льдов.

Мы проезжаем по дамбе и оказываемся на острове Большая Муксалма. Остров небольшой, 6,5 км на 3,5 км. С самого начала существования Соловецкого монастыря остров Большая Муксалма использовался в летнее время как пастбище для монастырских коров и лошадей. Постепенно появлялись хозяйственные постройки. После завершения строительства дамбы на острове стало активно вестись каменное строительство. В 1876-м была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а в 1900-м официально учреждён скит того же названия (Сергиевский скит). В то же время были построены два больших двухэтажных келейных корпуса, деревянный и каменный, и птичник.

13:42. Выезжаем к Сергиевскому скиту.

Сейчас тут вовсю идёт ремонт.

Рядом есть причал.

13:50. Изучив карту Женя повёл меня по местным дорожкам дальше.

Наша следующая цель это остров Малая Муксалма. Для этого надо пересечь Большую Муксалму с запада на восток. На восточной оконечности мы должны найти ещё одну дамбу, по которой планируем перебраться на Малую Муксалму. Дамба на Малую Муксалму, к сожалению, частично разрушена, но как-нибудь переберёмся.

Сказать что ехать на велосипеде по ровной лесной дорожке очень приятно, значит ничего не сказать! Не знаю как Женя, а я просто балдею! О таком отпуске можно только мечтать!!!

Однако счастье было не долгим. Лесная автомобильная дорога постепенно трансформировалась в тропинку, а потом и вовсе выродилась в едва заметный след. Иногда приходится идти пешком.

Иногда едем.

14:23. Всё. Дорога исчезла. Идём пешком. До перехода на Малую Муксалму не доехали чуть больше 2 км.

14:40. Перекусили, отдохнули. И пошли дальше. Довернули в сторону моря, надеемся, что там будет полегче.

15:40. Вышли к морю. До переправы остаётся примерно 600 м. Однако наш маршрут стали пересекать ручьи.

Приходится снимать ботинки, штаны, и переносить наших коней на руках.

По литорали получается ехать, хоть и с трудом.

По траве только пешком.

16:07. Ура! Мы достигли восточной оконечности острова Большая Муксалма. Перед нами дамба. Эта дамба построена в 1828-м для перегонки скота между островами.

Сейчас дамба частично разрушена. Видимо в том месте, где дамба разрывается, была арка или мост. На берегу напротив дамбы в прибрежном лесочке уютная стояночка. Там перекусили, оставили велосипеды и пошли на остров Малая Муксалма пешком.

Разрыв дамбы перешли вброд.

Водя – ледяная! Да ещё течение и камни. Я выбрался на другой конец дамбы с онемевшими ногами. Надели штаны, ботинки, прошли метров 100, а там опять разрыв. Опять пришлось раздеваться и идти по воде.

17:11. Мы наконец-то на Малой Муксалме.

И мы торопимся! По нашим наблюдениям и подсчётам сейчас минимальная вода, и вот-вот должен начаться прилив. Если вода начнёт подниматься, то переход вброд станет гораздо сложнее.

Остров Малая Муксулма крошечный, в поперечнике всего 1.5 км. Почти полностью лишён леса, и долгое время был необитаем. Первые постройки появились только после окончания строительства дамбы. Остров использовался, и продолжает использоваться, для морского промысла. Сейчас тут находится достаточно крупный для такого острова промысловый посёлок. В летнее время тут работают около 60 человек.

В посёлке есть причал и огромное количество рыболовных лодок.

Так же много лодок сложено на берегу. На берегу же валяется много неиспользуемых лодок в разной степени разрушенности.

В посёлке есть брошенные трактор и самосвал. Поразительно, что на острове площадью меньше 1 квадратного километра был автомобиль.

Ну а главной достопримечательностью этого клочка суши является полуразрушенная деревянная часовня, расположенная почти в центре острова. Это самое древнее из сохранившихся деревянных сооружений на Соловках. Изначально она была построена в 1666 году на Большом Соловецком острове. Была разобрана в 1821 по причине ветхости. В 1829 году часть её конструкции была использована при возведении часовни на острове Большая Муксалма. В 1876-м там была выстроена каменная церковь, а деревянную вновь перенесли, на этот раз на Малую Муксалму, где она и стоит полуразрушенная по сей день.  К нашему стыду в объектив к нам она не попала.

Мы с Женей тем временем спешим. Идёт дождь, ветрено, ожидаем прилив. Чуть ли не бегом бежим обратно к дамбе.

Однако наши опасения оказались напрасными, минимум ещё не был достигнут и вода продолжала понижаться.

18:03. Мы воссоединились с нашими конями. К сожалению тропинок тут нет. Поэтому опять пешком.

Решаем вдоль берега до самой северной оконечности острова, а оттуда, судя по карте, ведёт тропинка к большой плотине.

По сухому песку ехать на велосипеде решительно невозможно. Но иногда получается ехать по литорали.

Но всё же больше идём.

Потом нам это надоело и мы по моей инициативе залезли на плато. Здесь хоть и с трудом, но  можно ехать.

Хорошо виден остров Анзерский (или просто Анзер). До него 9 км.

19:43. Забрели в заросли. Женя смачно выразился по поводу моей идеи покинуть берег.

20:10. Спустились к морю. И всё равно идём, а не едем.

20:23. Вышли к самому северному мысу острова. Тут избушка.

Мы с Женей чувствуем себя уже не такими счастливыми, как в начале поездки. Уже поздно, скоро начнёт темнеть. До захода солнца полтора часа. А мы в самой дальней точке острова. До большой дамбы всего 6.5 км, для велосипеда это не расстояние, но нет дороги, хотя по карте должна быть тропа, из-за которой мы сюда и пришли. К тому же с утра мы уже на велосипеде и пешком намотали 36 км. К счастью удалось найти тропу.

По тропе летели как сумасшедшие. Не хотелось оказаться в лесу в темноте, фар у нас не было. К тому же нам надо было вернуть велосипеды. Тем не менее ровно на полпути выдохлись и остановились передохнуть.

21:40. Проехали дамбу.

22:09. Уже почти приехали. До посёлка 3 км хорошей дороги. Темнеет. Не утерпели и искупались в озере Большое Каменное.

22:40. Сдали велосипеды.

Сходили в кафе, поужинали и к себе в палатку спать. Завтра планируем возобновить плавание.

Этот день явно удался!!!