23 июня 2012, суббота, второй день.
01:00. Добрались до границы в Светогорске. Очереди почти нет. Перед нами буквально пара машин. Спросили у наших таможенников, надо ли декларировать лодки. Сказали, что не надо. Ну и отлично. Потом к нам подошла очень приветливая женщина в камуфляже и, улыбаясь, сообщила, что нашу машину досмотрят с помощью собаки. ОГО!!! Такого ещё не было! Стоим, ждём. Женщина ушла и вернулась c очаровательной весёлой собачкой, которая бегала вокруг неё и дрыгала маленьким хвостиком. Собачке дали что-то понюхать, и запустили в салон нашей машины. Пару минут она игриво топталась по нашим рюкзакам и сиденьям. Потом выпрыгнула из машины и опять стала бегать вокруг женщины. Таможенница поинтересовалась куда мы едем, потом улыбаясь сказала «езжайте аккуратно» и ушла. Шлагбаум перед нами поднялся. Вот так мы прошли Российскую таможню.
На финской таможне у нас традиционно проверили паспорта и визы, а потом… принялись досматривать машину! Да что же это такое сегодня творится?! Финны никогда машины не досматривали! Нас попросили открыть двери. Финская таможенница стала спрашивать, что мы везём. Мы от волнения забыли все английские слова. Смогли вспомнить только «tent»и «equipment». Ксчастью слово «food»мы не вспомнили, а то ведь на ввоз продуктов в страны ЕС есть ограничения, а мы как раз везли кучу всего запрещённого. Нас пропустили.
Далее полёт в воздушном пространстве Финляндии проходил в целом нормально. Как пересекли границу, сразу переводим часы на один час назад. Несёмся по прекрасным финским дорогам.Сначала по центральным, потом по каким-то извилистым деревенским. Светло. Я пытаюсь спать. В 2:00 по местному времени Костик решил доверить мне штурвал. Когда поменялись местами я с ужасом осознал, что забыл, как надо работать педалями. На машине с ручной коробкой я не ездил почти год. К счастью смог быстро вспомнить. Пока ехал, научился пользоваться круиз-контролем. Удобная штука!
Дорога жутко петляет, но ехать по ней всё равно приятно. Время от времени въезжали в полосы тумана. Пока ехали по извилистым деревенским дорогам я чувствовал себя бодрячком, но потом навигатор вывел нас на прямую как стрела трассу. Езда сразу стала монотонной, стало клонить в сон.
В качестве средства борьбы со сном я предварительно записал себе много разной бодрой музыки. Сначала слушал Dio (альбомы 1983, 1984), потом перешёл на Yngwie Malmsteen (записи 2002, 2005 г.г.). По мере прослушивания я время от времени чуть-чуть добавлял громкости. Проснулся Фёдор и назвал эту музыку бессмысленной долбёжкой. По его просьбе поставил из своей коллекции Deep Purple образца 1972-го года. Классика всех времён и народов! По-моему даже Костику понравилось. Потом послушали альбом 1971-го года.
В 6:20 заехали на первую финскую заправку, залили отменный финский бензин. Потом Костик достал маленький блокнотик и что-то там записал.
После заправки место командира воздушного судна занял опять Костик. Костик включил какую-то свою электронную музыку. Это было ужасно!
6:28. Фёдор выдал нам сырники собственного приготовления. Вкусно, но мало.
Ну до чего же Финляндия прекрасна! Который раз еду, и всё не перестаю восхищаться! Вроде бы ничего необычного, и достопримечательностей по маршруту особых нет, просто дорога, маленькие городки. Но как тут всё чисто и аккуратно! Вот бы нашу с вами страну так отмыть и причесать!
Прекрасное солнечное утро! Едем и наслаждаемся!
10:00. Последняя остановка на дозаправку в сказочной Финляндии. После заправки Костик опять что-то записывает. Сходили в кафе, не спеша с удовольствием позавтракали.
Тем временем мы уже обогнули Ботнический залив и находимся недалеко от Шведской границы.
10:56. При проезде какого-то населённого пункта после одного из перекрёстков мелькнула табличка «Sverige». Швеция! Внезапно как-то!
Потом посмотрел это место на карте. Оказывается, что это не один населённый пункт, а два: финский городок Торнио и шведский Хапаранда, разделены узеньким каналом. Как они тут сами не путаются, где какая страна? Сразу после границы увидели ИКЕА.
При въезде в Швецию в окружающем нас пространстве мало что поменялось. По обочинам всё тот же обычный лес. Разве что знаки ограничения скорости стали не 60/80/100, а 70/90/110. На всех машинах со шведскими номерами стоят как минимум три, а иногда и четыре, здоровые противотуманные фары. У финнов мы такого не замечали. Перевели часы ещё на час назад.
В городке Торё свернули с трассы E4 на трассу E10. Теперь двигаемся строго на север.
14:25. Возле самой дороги сфотографировали оленя.
15:00. Вдали появились заснеженные горные вершины.
Я внезапно опять оказался за рулём. По Швеции я ещё не катался! Продолжаю закреплять навыки пользования круиз-контролем. Поставил Deep Purple образца 1970-го года (альбом «In Rock»). Для Костика с Фёдором он оказался сложноват. Дослушать не смогли.
Пока рулил обратил внимание, что после каждого знака ограничения скорости через несколько сотен метров непременно стоит видеокамера. Так что если предыдущее ограничение было 90, а новое 70, то приходилось тормозить весьма активно.
15:04. Окружающая природа начала стремительно меняться. Лес стал низкорослым. Горы приблизились.
15:22. Остановились размяться. Пейзажи вокруг уже какие-то суровые. Стало холодно.
Дальше рулил опять Костик, а я без остановки щёлкал затвором моего Никона.
16:25. Остановились на дозаправку на живописнейшей шведской бензоколонке на берегу голубого озера, окружённого заснеженными горами. Судя по карте озеро называется Турнетреск . Костик позвонил Владу. Оказалось, что Влад тут был 40 минут назад. Влад со своей лодкой едет из Киркенеса.
16:40. Летим дальше.
Обращаем внимание, что уже едем по горной дороге. Растительность почти исчезла.
Вдоль дороги стал появляться нерастаявший снег. Исчез зелёный цвет. Деревья тут ещё стоят без листьев, травы тоже нет.
Справа на озере появился лёд!
На берегу озера живописный городок.
17:00. Въезжаем в Норвегию!
Постепенно начинаем возвращаться в лето.
17:20. Слева появился первый фьорд.
17:28. Вокруг опять настоящее лето!
17:38. Первая норвежская заправка с дорогущим норвежским бензином и потрясающим видом на море!
18:08. Появились очаровательные норвежские домики. Со многих участков поднимаются столбики дыма. Жгут костры: 23 июня в Норвегии праздник – Иванов день.
18:37. Первая трагедия! Ни с того, ни с сего перестал стрелять мой фотоаппарат! Вот те раз!!! Ещё поход не начался, а я уже без своего главного инструмента! Тупил несколько минут: проверил блокировку кольца диафрагмы на объективе, вынул и вставил флэшку, вынул и вставил аккумуляторы, снял и поставил объектив. Не стреляет. Заменил флэшку на другую. Заработало!!! Я весь день снимал на флэшку ёмкостью 32 Гб. Видимо для старенькой камеры образца 2006-го года, такая объёмистая карточка это уже чересчур. Ну ладно, буду дальше снимать на маленькую карточку 4 Гб.
19:24. Наблюдаем на дороге знакомую лодочку!!! А под ней машинка, которую мы ещё в прошлом году в Киркенесе рассматривали! Влад!!! Догнали!!!
Делаем всё что только можно, что бы привлечь его внимание! Костик мигает фарами, я с фотоаппаратом по пояс высовываюсь из окна. Влад нас замечает, сворачивает на небольшую парковку.
И вот нас уже четверо! Двое из Питера, один из Москвы, один из Киркенеса! Команда в сборе!
Едем дальше. Дорога то петляет, то уходит в тоннель. Некоторые тоннели в длину несколько километров.
При выезде из одного такого тоннеля мы все хором сказали «ой». В длинном тоннеле глаза успевают привыкнуть к полумраку и резкое возвращение к яркой солнечной обстановке мягко говоря не приятно и даже болезненно, особенно для того, кто зарулём. На Костика быстро надели первые попавшиеся под руку солнцезащитные очки.
21:00. Есть! Бобилкемпинг (http://eng.lofoten-bobilcamping.no/)! Именно сюда мы и летели почти целые сутки!
Заходим в домик администрации. Главный вопрос, который надо выяснить, это можно ли будет тут оставить наши машины на всё время нашего плавания, т.е. дней на 11. Причём хотелось бы, что бы стоянка машин не была очень дорогой. Прейскурант висит во дворе. Стоянка машины плюс палатка 120 NOK, плюс за каждого человека по 5 крон. Это за сутки. Влада нет, т.к. мы по дороге его обогнали. Значит придётся изъясняться мне. Объяснил всё администратору на своём кривом английском и спрашиваю, сколько будет стоить стоянка для одной машины. Администратор с умным видом берёт калькулятор с огромными кнопками, умножает 120 на 11 и показывает мне результат на экранчике. Спасибо конечно, но так мы и сами могли посчитать. Вообще-то мы на скидку рассчитывали. Я сделал недовольную физиономию и сказал администратору, что это для нас дороговато. Он посовещался со своей помощницей, открыл карту и стал объяснять, что в соседнем городке есть какой-то закуток, где, наверное, можно бесплатно и безопасно оставить машину. Про скидку ни слова. Тут вошёл Влад. Я сразу бросился к нему и попросил провести переговоры с местной администрацией ещё раз, но на более понятном им языке. И вот Влад с ними заговорил! По-норвежски! Да так складно, с выражением, что я аж заслушался! Но результат тот же: машины тут можно оставить только по стандартной цене 120 NOK за сутки.
В итоге оплачиваем проживание за одни сутки, а завтра поищем какое-нибудь другое место для наших машин. Тут же выясняется, что принятие душа в кемпинге в уплаченную сумму не включено. Душ за отдельную плату. Вот это да! В финских кемпингах душ всегда бесплатно! А в норвежских, как потом выяснилось, платный душ это норма.
Кемпинг переполнен, буквально всё забито белыми кемперами, куча народу. Нашли свободное место на газоне, закатили машины, поставили палатки. Кстати, газончик сыроват, в некоторых местах под ногами чавкает.
Потом сразу на кухню. Покушали еды Влада, попили безалкогольного норвежского пива. Проверили мою 32 Гб флэшку в ноутбуке Костика. Ноутбук её читает, фотки не потеряны. Попробовал вставить её в свой фотоаппарат. Работает! Там её и оставил. Попробую опять на неё опять поснимать. Если что – запасная всегда под рукой. Потом пошли гулять. Кемпинг находится на берегу Норвежского моря, кругом скалы. Красота!
Температура воздуха +12. В этот поход я не стал брать свитер и пуховик. Решил, что на берегу буду обходиться флисовой кофтой, а в случае ветра буду надевать сверху сухую каякерскую куртку. Пытаюсь таким образом оптимизировать снарягу.
Укладываясь спать завели будильники на 7:00.
Наша задача на ближайшие полторы недели обойти на каяках вокруг архипелага и финишировать там же, где и стартовали. Это ровно 200 км.