27 августа 2012, пн. Девятый день.
Встал в 8:00. Опять проспал, хотел встать в 5:00.
Погода тихая, солнечная, тепло, дует лёгкий ветер. Такая погода меня деморализуют, собираюсь очень медленно. Вдруг по небу поползли тучи, как бы не ливануло! Сразу взбодрился и забегал.
11:00. Выволакиваю лодку на старт.
Отчалил и сразу получил массу впечатлений. Дело в том, что ветер усилился, и я с его помощью полетел вперёд со скоростью 8-9 км/ч. Казалась бы вот оно счастье: сильный попутный ветер! Ан нет. К этому ветру ещё прилагалась кусачая попутная волна. Не более полуметра в высоту, но эта волна догоняет лодку, разгоняет, задирает корму, руль выходит из воды. А без руля моя лодка курс не держит вообще. А на скорости 8 км/ч возможность резкого внезапного разворота меня не на шутку пугает. Очень остры впечатления, когда догнавшая меня волна оказывается в районе кокпита. При этом нос и корма лодки вывешиваются, а середина, наоборот, погружается по самую деку. Волна как бы обнимает меня сзади и смыкается на юбке передо мной. В такие моменты я испытываю проблемы с равновесием и иногда как бы оступаюсь.
Обратил внимание, что в этом походе я слишком часто на волнах оступаюсь, т.е. кратковременно теряю равновесие. Уже третий сезон в этой лодке, и моря разные были, и булькающие речки с их валами и сливами. Юкон всегда стоял как скала. Единственный раз, когда я почувствовал себя не уютно, был последний день в Норвегии на Лофотенах. Но там был ОКЕАН, а лодка была пустая! А тут-то что со мной происходит? Скорее всего даёт о себе знать перегруженная в этом походе дека. Ничего лишнего на ней вроде нет: сзади фотоаппарат и весло, впереди сумка с перекусом. И всё. Но фотоаппарат в кейсе это уже 4 кг! И стоит эта гирька не просто на высокой деке, а приподнята над ней на несколько сантиметров за счёт запасного весла и пенки-уплотнителя. Но я так все предыдущие сезоны плавал. В этом походе добавилась сумка на передней деке. Там у меня термос, хлебцы, сыр, колбаска, нож, шоколадка, GPS-спот. Не много, но видимо этого достаточно, что бы критическая масса была превышена и лодка стала валкой.
11:57. Губа Ковда пересечена, дошёл до мыса Толстик. Дальше вдоль берега по проливу Вячевская Салма. Ветер и волна по-прежнему попутные, но уже не такие злые. Скорость всего 5-7 км/ч. По правую руку от меня несколько островов. Все, разумеется, заповедные.
13:50. Пролив закончился, берег заворачивает влево, за ним ветровая тень. Причалил.
Как всегда красотища! Берег поразительно уютный.
Пройдено 11 км, а значит имею право на перекус.
15:00. Отчалил.
15:50. Прошёл между мысом Нищевским и островом Тарасиха. Остров заповедный.
16:13. Как всегда держу курс на дальний мыс. Точнее пытаюсь держать. Изрезанность береговой черты и обилие островов (по большей частью заповедных) немного сбивают прицел.
17:27. Прохожу мыс Орлова.
17:30. Сразу после мыса причалил. Впереди в полутора километрах от меня начинается губа Княжая, в глубине которой посёлок, трасса М18.
Погулял, пофотографировал. Пройдено 27 км. Дневная норма перевыполнена на 7 км, можно вставать. Но на берегу много пустой стеклянной тары. Видимо местное население тут любит пикники устраивать. Значит надо идти дальше.
18:00. Отчалил. За мысом штиль, опять тянет фотографировать камни на дне.
Сразу целюсь на край острова Волей, до него 5 км. Только вышел из-за мыса Орлова, как сразу опять попал в зону действия ветра. Но теперь он для меня боковой, и волна тоже боковая. Скорость на удивление хорошая – 6-7 км/ч.
18:56. Добрался до острова.
С удовольствием посмотрел в ту сторону, откуда я приплыл.
Берег как всегда очень живописный.
В лесу, прямо напротив того места, где я причалил, обнаружилась полянка со столом и скамейками! Частенько такое бывает на Белом море. Присмотришь с воды хорошее место, вылезешь, а тут уже всё подготовлено. А вот пресной воды тут нет совсем.
21:15. Ужин!
Пока трапезничал, размышлял об оптимизации снаряги. Моя лодка имеет объём 460 литров. Для одноместной лодки это беспрецедентный объём! Но при этом мне этого объёма хватает буквально в обрез. Мечтаю купить другую лодку, предназначенную исключительно для моря. Но все другие модели имеют объём уже около 350 л, редко, кто приближается к 400 л. Т.е. если я куплю новую лодку, то снарягу придётся жёстко пересматривать. Причём вес снаряги меня совсем не напрягает, критичен лишь объём. Думаю, от чего можно отказаться. У меня с собой 12 газовых баллонов по 220 г. Т.е. баллон на один день. К этому моменту за 9 дней я израсходовал всего 3 штуки, при этом абсолютно не экономил, даже кастрюли крышками не накрывал. Значит, к следующему походу надо научиться подсчитывать потребное количество газа более точно. Ещё я заметил, что за весь поход ни разу не воспользовался ни сахаром, ни солью. Значит, их можно вообще не брать. А ещё я в этом походе не пользуюсь поварёшками. Значит и их можно не брать. В Норвегии, помнится, Фёдор смеялся над тем, когда увидел их у меня. Губку и моющее средство для котлов тоже можно не брать. Вместо губки гораздо удобнее и оперативнее использовать пучок травы. Ну а моющее средство при моём меню совсем не нужно. Палатку и спальник можно поискать более компактные, но это деньги, уж лучше новое весло куплю. Есть вещи, от которых я в походе отказываться не готов. Например, фотоаппарат. Считаю, что это самая главная вещь в походе. С удовольствием брал бы с собой второй фотоаппарат типа мыльницы и видеокамеру. А основной рабочий фотоаппарат должен быть зеркалкой. И это для меня не тема для обсуждения. Хотя со своего Nikon D80, пожалуй, уже пора отцепить пижонский батарейный блок и бленду, это мне позволит купить более компактный кейс. А ещё лучше сменить кейс на герметичную компактную и лёгкую сумку. У меня с собой две газовые горелки, два GPS-навигатора и два сотовых телефона. Вторая штука – это резерв. Эти предметы критичны и брать их в поход в единственном экземпляре не хочу. Кстати, запасной навигатор в предыдущих походах мне выручал дважды, запасной телефон выручит в этом походе. Ещё очень критическим элементом для меня является руль. Если я его сломаю, то путешествие на моей лодке превратится в мучение. Так что запасной руль, точно не помешает. А ещё у меня громадный ненадувнй коврик. Хороший, фирменный Терморест, отказаться от него в пользу самонадувных готов только при крайней нужде. Надувной при всём его комфорте отпугивает необходимостью бережного обращения. А ещё у меня с собой много одежды: комплект для гребли, комплект для берега, пижама, а также джинсы и рубашка для поезда на обратную дорогу. Совсем не хочу после похода гулять по незнакомому городу, а потом ехать в поезде в походных шмотках. А ещё у меня с собой 10 л пресной воды. Глубоко убеждён, что запас пресной воды с собой везти строго необходимо. Но сколько? Мне кажется, что 10 л на одну лодку это вполне обосновано. А ещё у меня с собой есть рулон упаковочной плёнки. Я ведь лодку буду сдавать грузовой компании, а значит её надо будет упаковать.
Размышляя о снаряге стал думать о моём гидрокостюме. У меня куртка с латексными манжетами, неопреновым поясом и с брызгозащитным воротником на простой липучке (Yak Conquest). Штаны с неопреновым поясом и латексными манжетами (NRS Black Rock Dry). На ногах неопреновые тапки (NRSPaddle). Вполне практичный комплект. По мере износа или повышения привередливости каждый элемент можно заменять отдельно. Но пользоваться таким комплектом в походе мне не нравится! Больше всего напрягают неопреновые тапки. Ну очень мерзко весь день с утра до позднего вечера ходить с мокрыми ногами! Вроде не холодно, но противно. Латексные манжеты на штанах тоже утомили. Они конечно замечательные, ни капельки воды не пропускают. Но вот надевать и снимать такие штаны это настоящее мучение! Неопреновые тубусы на штанах и куртке тоже не особо радуют. Их надо правильно заправить друг в друга. А если после этого сходил в туалет (пардон), то надо опять спускать штаны до колен, задирать куртку и расправлять эти дурацкие тубусы. А т.к. делать это постоянно вскоре надоело, то эти тубусы были на мне всё время в ненадлежащем положении. Идеалом комфорта мне представляется сухой комбинезон с сухими носками. Хотя возможно, что это не очень практично.
Достал телефон. Есть МТС и Мегафон. Позвонил Костику. Вкратце рассказал ему про свои приключения. Потом позвонил отцу.
На берегу моего острова, обращённом в сторону моря, заприметил громадный камень. Никак не мог разглядеть, что у него за шапочка такая сверху? До камня по моим прикидкам было метров 200. Это напрямик. Пошёл смотреть. Береговая черта состоит из сплошных заливчиков и мысков. Шёл, наверное, минут 40. Но камень в размерах даже не думал увеличиваться. Уже стало темнеть. В 22:35 сфотографировал закат и повернул обратно.
Море в темноте представляет из себя величественное зрелище! По всей акватории зажглись разноцветные навигационные огоньки. Очень красиво. И тишина!
Дошёл по берегу до того места, где в лесу должна быть моя стоянка. Береговая черта тут плавно изгибается и характерных ориентиров не очень много. Всё одинаковое. Походил у воды, нашёл знакомые камни и брёвна, по которым тащил лодку. Значит стоянка где-то здесь. Теперь надо войти в лес. Но если на берегу ещё относительно светло, то лес уже представляет из себя чёрную стену. Несколько раз входил в лес, бродил по нему и ничего не находя выходил обратно к морю. Только, наверное, с пятого раза удалось наткнуться на палатку. Уф! А ведь испугался не на шутку! Совсем не хотелось всю ночь сидеть на берегу в какой-то сотне метров от палатки и тёплого спальника.
В палатке опять занялся инженерно-штурманским расчётом. Пройдено 34 км, осталось всего лишь 47 км. Вклад в маршрут 31.5 км. Новая дневная норма на оставшиеся три дня 15.6 км. Будильник на 7:00.