29 августа 2012, ср. Одиннадцатый день.
Проснулся в 7:00 по будильнику, но валялся в палатке ещё до 8:00. Спешить-то уже некуда.
8:46. Небо затянуто низкими серыми облаками. Горы на противоположном берегу видны только в разрывах.
9:27. Облачность приподнялась. Всё выглядит немножко нереально.
Вход в Колвицкую губу вообще не узнать.
12:04. Готов.
Прогрёб полтора километра и в 12:35 остановился в устье маленькой речки, что бы набрать пресной воды. Эта речка вытекает из того самого озера. Если бы речка не была отмечена на карте моего навигатора, то ни за что бы её не нашёл. С воды выглядит как большая солёная лужа.
И только подойдя вплотную всё понимаешь.
13:09. Еду дальше.
Кандалакшский берег по правую руку от меня просто великолепен.
13:32. Начал пересекать губу Палкина.
13:58. Прохожу мимо острова Глов. Иногда забываю, что я на море. Всё выглядит как озеро.
14:00. Вдалеке увидел огромный красный корабль.
14:28. Подошёл вплотную.
Часть берега недалеко от причала обнесена высоким глухим забором, виден домик таможенного контроля. На карте это место обозначено как «порт». Вплотную к этому место проходит железная дорога, местная станция называется «Белое море».
Пока плавал рядом с кораблём, то всё ожидал, что сейчас ко мне на моторке подъедут люди с автоматами и начнут объяснять, что плавать, а тем более фотографировать, тут не хорошо. Но ни на корабле, ни на берегу я не заметил ни одной живой души!
Напротив «порта» находится большой остров Олений. Интересно, есть ли в России хотя бы один более менее крупный водоём, где нет острова с таким названием? Непосредственно на моём маршруте это уже второй Олений. А если посмотреть по заливам, куда я не заходил, да по прибрежным озёрам, то ещё наверное пяток наберётся.
15:10. Между островами Олений и Телячий на противоположном берегу залива опять появилась Кандалакша. До неё сейчас 7 км.
Но в Кандалакшу я не собираюсь. В самой западной части Кандалакшского залива есть вход в длинную и узкую губу Канда, которая вдаётся вглубь материка на 17 км. Хочу туда.
15:34. На моём берегу прошёл поезд.
15:42. Прохожу проливчик между коренным берегом и островом Клетной. Опять заповедная табличка.
Хочется сказать кое-что по поводу заповедника (http://www.kandalaksha-reserve.org/index.htm). Я всеми руками и ногами за охрану природы. Однако динамика изменения границ Кандалакшского заповедника немного настораживает. Отдельные анклавы из года в год постепенно увеличиваются в размерах, соединяются с соседними, и с годами территория заповедника занимает всё более обширные районы. Особенно это хорошо видно на примере островов в вершине залива.
Тоже самое с губой Порья. Некогда почти полностью открытая она стала полностью закрытой. Сейчас закрылся даже полуостров западнее губы, на котором мы стояли в 2011-м. Но правда открылся кусочек берега восточнее губы.
В некоторые анклавы в августе-сентябре можно получить пропуск. Это касается островов вблизи Кандалакши, т.к. местные жители там ещё задолго до возникновения заповедника собирали ягоды. Попробуй сейчас их туда не пусти! Но для получения пропуска надо явиться в часы приёма в офис, который располагается в Кандалакше. Для жителей Кандалакши это, наверное, не проблема. А вот для меня посещение этого офиса означало бы потерю нескольких дней отпуска, а также дополнительные финансовые расходы. Но в некоторые анклавы (а может и в большинство), например в Порью губу, выдача пропусков туристам не предусмотрена в принципе. Если дело с границами так пойдёт и дальше, то скоро отдыхающим в Кандалакшском заливе (красивейшее место Белого моря!) делать будет уже нечего. Будет одна сплошная запретная зона. И если сейчас заповедник охраняется не очень хорошо, то в будущем гайки могут закрутить. Кстати, работники заповедника на своём сайте обосновывают справедливость подобных запретов тем, что птицы на островах при виде человека пугаются и бросают свои гнёзда, что приводит к гибели птенцов. Ну, наверное, так и есть, им (работникам заповедника) виднее. Но под таким предлогом можно вообще запретить гражданам покидать территории населённых пунктов.
Где-то вдалеке мелькнула байдарка «Таймень». Судя по неспешному темпу просто катаются.
15:48. Мост!
Узенький проход под этим мостом это всё, что осталось от входа в губу Канда. Когда-то вход был шириной в километр, на входе было два острова (Тёмный и Крекалья). Наверное, красиво было. А сейчас вход засыпан, и по нему проложена железная дорога. Остался только лаз под этим мостом. И мне предстоит туда нырнуть. Напоследок фотографирую вид на Кандалакшу. Поразительно живописно выглядит, чёрт возьми!
15:57. Я уже рядом с мостом. За ним шивера. Вода из моря течёт в Канду. При этом в самом море вода уже несколько часов падает.
Поднял руль и слился под мостом по шивере. И сразу оказался в другом мире. По берегам люди, кто-то с удочкой, кто-то лодку на воду спускает. Сфотографировал шиверу под мостом.
Прошёл поезд.
Начинаю сомневаться, а море ли это? Попробовал воду на вкус – солёная. Значит море. Успокоился и погрёб дальше вглубь губы. Попался тюлень.
16:28. Высадился на маленький остров Крокалий. Он в двух километрах от моста. Сразу обратил внимание, что в воде у берега нет морских водорослей. Кажется это уже не море! По-прежнему хорошо видны горы, окружающие Кандалакшу.
На острове хорошая полянка.
Если смотреть в направлении вершины губы Канда, то горы есть и там.
Попадаются пожелтевшие деревья.
Надо признать, что водоёмчик достаточно живописный. И если бы я попал сюда после сплава по какой-нибудь речке, то радости моей не было бы предела. Но я попал сюда после необъятных морских просторов и ощущаю себя как в тесном и душном помещении.
Сделал перекус. Долго искал на чём порезать колбасу и сыр. На море в любом месте всегда мгновенно находил подходящее бревно или доску. Здесь же такой сервис не доступен.
17:30. Отчалил. Гребу дальше.
На берегу по правую руку виднеется несколько домов.
Прошёл лабиринт островов, повернул налево. Тут в бухточке виднеется целое садоводство, состоящее из пёстрых домов. В воздухе запах дыма. Либо костёр, либо кто-то печку топит.
Попробовал воду на вкус. Солёности уже почти не чувствуется.
Не нравится мне эта губа Канда. Лучше бы ещё по нормальному морю поплавал. Тесновато здесь как-то. Не представляю, как я раньше по речкам плавал.
18:23. Прошёл за остров Кривой, повернул направо. Вот и автомобильный мост. По нему проходит трасса М18. Непрерывный поток автомобилей.
Судя по карте природа предусмотрела здесь проход для воды около 300-х метров в ширину. Однако, как и в случае с железнодорожным мостом, проход почти полностью засыпан, по насыпи проходит автомобильная дорога.
Для воды оставлен узкий проход под мостом.
Под мостом встречное течение и очень мелко, много камней. Пришлось вылезти и провести лодку за верёвочку. Интересная тут циркуляция воды образовалась из-за этих двух насыпей.
За мостом много строительной техники. При мне подъехал самосвал и высыпал камни в воду рядом с мостом. Хорошо, что на меня не высыпал, пока я под мостом пробирался.
После моста окрестности стали чуть другими. Исчезли населённые пункты и люди. Настоящая глушь.
19:11. Мне конечно тут не нравится, но всё-таки место вполне живописное.
19:17. Причалил.
Вода абсолютно пресная. От моря остались одни воспоминания. Интересно, зачем я сегодня утром набирал в свои ёмкости пресную воду?
Стояночка у меня вполне уютная, но по речным меркам. По моим нынешним морским запросам уже ниже среднего.
Вдоль берега идёт тропа. И море черники! Ну хоть что-то хорошее.
Постирал гидрик и термуху. Благо, что пресной воды для этого теперь неограниченное количество.
На стоянке чуть слышен гул автомобильной трассы. Но место где я нахожусь при этом абсолютно дикое. На водоёме штиль. В лесу слышны звуки каких-то животных или птиц. Когда стемнело, то стало жутковато. Стал не на шутку опасаться визита какого-нибудь медведя.
Позвонил Василию в Колвицу-Тур (уже с запасного телефона). Он следит за моим передвижением по сообщениям, которые рассылает мой GPS-спот. Так что объяснять, где я нахожусь, не пришлось. Я подтвердил, что у меня всё ОК и заказал машину на послезавтра. Он мне порекомендовали в самой вершине губы держаться правее и ждать их на полянке возле ручья. Туда есть хороший подъезд на машине.
В палатке опять посчитался. При норме в 16 км прошёл за сегодня 26 км. Осталось до финиша чуть больше 7 км.