Участник: Павел Лебедев.

Лодка: Prijon Yukon Expedition.

Про маршрут…

В 2008-м я и моя группа сплавились по речке Калга, а потом совершили морской переход от н.п. Калгалакша до н.п. Кузема. Это была моя первая встреча с Белым морем. Тогда у меня крышу и снесло. Еле дожил до следующего сезона. В последующие годы я в обязательном порядке каждый сезон бывал на Белом море и проходил с товарищами какой-нибудь маршрутик. В результате этих вылазок образовалось белое пятно от Калгалакши до устья речки Кереть, и от губы Чупа до Кандалакши, где я не был. И оно буквально не давало мне жить. Ликвидация этого белого пятна напрашивалась на сезон 2013, но не удачный поход вокруг Лофотенских островов (в моём понимании не удачный) требовал сатисфакции прямо сейчас. Захотелось ударить хорошим километражём по Беломорским просторам. Да так, что бы сесть в лодку и гнать, гнать, гнать… И что бы дойти до запланированного финиша чего бы мне это ни стоило. Что бы не мучиться до следующего сезона решил осуществить это мероприятие в текущем сезоне 2012.

Заброска, выброска…

По соображениям удобства заброски и выброски решил идти не с севера на юг, как обычно ходят из-за направления приливной волны, а с юга на север. На старт меня вызвался привезти на своей машине Костик. При этом мы решили перенести старт из Калгалакши в Кузему, т.к. по грунтовке до Куземы в 2010-м мы уже ездили и знали в каком она состоянии, и ехать несравнимо ближе, чем до Калгалакши. Выброску из Кандалакши запланировал по образцу 2011-го года: т.е. на финише меня должен был встретить представитель турфирмы «Колвица-тур» и отвести меня и мой каяк в терминал транспортной компании «Севертранс», а потом меня одного без каяка на ж/д вокзал.

Почему один?

Всегда с подозрением относился к людям, которые ходят в длительные походы в одиночку. Сам недостатка в напарниках не испытывал, как правило с кем идти всегда было. А сейчас вот так случилось, что компанию мне составить было некому, у всех какие-то обстоятельства. А т.к. меня уже буквально трясло, то решил первый раз в жизни отважиться на соло-поход. При этом оставшиеся дома ребята выдали мне целую гору своей снаряги.

18 августа 2012, сб. Нулевой день.

6:00. Костик у меня во дворе. Грузимся, точнее гружусь. Потом в гараж за лодкой, за одной. В этот раз всё в единственном числе.

6:59. Выехали из гаража, проехали по кольцевой, потом на Мурманское шоссе, оно же М18.

9:47. Проехали по мосту через реку Свирь.

9:56. Въехали в республику Карелия. Катим по свежему асфальту.

11:20. Остановились перекусить в придорожном кафе у поворота на Пряжу. Здесь мы уже останавливались три раза в 2010-м. Как и в 2010-м фотографируем машину на фоне хорошо знакомого нам дорожного указателя. Типа традиция.

11:40. Едем дальше.

Впереди показались огромные антенны. Я их узнал. Когда в 2007-м сплавлялись по речке Южная Шуя, то они согласно лоции были у нас ориентиром одного из порогов.

Солнечная погода, отличное настроение. Карелия радует не меньше Финляндии!

При подъезде к повороту на Медвежьегорск встречаем скальные выходы, в которых прорублена трасса.

Подобных мест много в Финляндии, мы восхищались ими, фотографировали. Но проезжая такие же скалы в Карелии хочется стыдливо опустить глаза. Уж очень качественно тут поработали вандалы.

13:48. После поворота на Медвежьегорск начинаются дорожные работы. Во многих местах асфальт полностью снят.

15:27. Поворот на Сегежу. Останавливаемся на обед. И опять в том же кафе, что и в 2010-м.

Едем дальше. До поворота на Кузему остаётся порядка 200 км. Уже начинаем беспокоится насчёт грунтовки между трассой М18 и этой самой Куземой. В каком она сейчас состоянии? За неделю до нашей поездки в Карелии было сильное наводнение, были размыты железнодорожные пути, подтоплены некоторые населённые пункты. И всё это как раз в том районе, куда мы едем. Костик предлагает вместо Куземы забросить меня в Кемь. Там асфальтовая дорога прямо до моря. Но мне как-то в Кемь не хочется, т.к. в этом случае мой водный маршрут станет слишком длинным, а график слишком напряжённым. Да и плавали мы уже между Кемью и Куземой, второй раз делать там нечего. Звоню Алексею, который живёт в Беломорске, и который нас в 2010-м забрасывал в Кузему по этой грунтовке. Алексей сообщает, что телевидение по части наводнения сильно сгустило краски, у них в Беломорске всё в порядке. По грунтовке до Куземы, говорит, доедем без проблем. Мы воспряли духом и поехали дальше.

16:22. Переехав речку Идель попадаем в район, где недавно был дождь. Дорога и лес тут мокрые. Потом и сами въехали в полосу дождя.

16:47. Перед н.п. Пушной (примерно 3 км до поворота на Беломорск) заехали на заправку. Первый раз за эту поездку. Данная заправка видимо пользуется спросом, т.к. тут большая очередь.

17:45. Проехали поворот на Кемь. Было заметно, что Костику очень хотелось в Кемь.

18:25. Поворот на Кузему!!! Хорошо, что обозначен!

Свернули на грунтовку. Она оказалась вполне проходимой. Несмотря на дождливую погоду покрытие было очень твёрдым. Но Костик всё равно время от времени предлагал развернуться и ехать в Кемь. Пропала сотовая связь.

18:45. Навстречу проехал Пежо 308. Говорю Костику, что раз тут Пыжик проехал, то ему на Форестере тут вообще бояться нечего. А Костик в ответ, что этот Пыжик просто не смог доехать куда ему надо, и теперь возвращается. Потом выяснилось, что эта грунтовка была для Костика первым бездорожьем в его водительской практике.

Когда километров 15 проехали, то стали появляться громадные лужи. Многие из них были шириною во всю дорогу, а в длину метров по 5-10. Перед каждой такой лужей Костик останавливался и предлагал развернуться и ехать в Кемь. Однако потом включал первую и проезжал. Дно во всех лужах твёрдое и ровное. Машина форсировала их вообще без проблем. Но большинство луж всё-таки можно было объехать по краю.

20:10. Доехали до железнодорожной станции. От дороги в разные стороны сразу пошли ответвления. Пришлось немного поплутать. Вроде всё знакомо. Вот ж/д станция, с которой уезжали в 2008-м, вот опоры ЛЭП, которые с тех пор запомнил. Но вот где то место, куда нас Алексей в 2010-м завёз? Плутая, увидели в лесу у костра группу туристов. Я пошёл узнавать, где тут у них море. Это была байдарочная группа из Харькова. Сообщили, что тут за лесом в сотне метров от лагеря речка Берёзовка, прямо тут и впадает в море. Я спросил, не возражают ли они, если мы рядом с ними палатку поставим. Возражений не было.

Мы поставили палатку недалеко от них прямо на дороге. Сделали ужин. По-прежнему моросит дождик. Ребята из группы по очереди ходили к нам осматривать мою лодку. После ужина я побежал через лес к воде осматриваться. Мы действительно стоим на правом берегу речки, в паре сотен метров ниже по течению неприятная мелководная шивера, ну а потом уже река плавно переходит в море. Прошёл вдоль берега вниз по течению, встретил рыбака, который дремал в ГАЗ-31, чуть подальше наткнулся на полянку, на которой мы ночевали в 2010-м.

Возникли сомнения, что мы стоим на берегу Берёзовки. По-моему это речка Кузема.

Легли спать. Будильники на 5:00.

Кстати,в Куземе появилась сотовая связь. В 2010-м её не было. Прогресс!