29 июня, вс, 7 день

Завтрак сделали только к 8:00.

После завтрака Лёха с присущей только ему чудовищной обстоятельностью взялся за складывание своих пожитков в лодку. У меня же при этом образовалось часа полтора свободного времени, и я пошёл с фотоаппаратом в соседнюю бухту, где в начале ХХ века располагался скит Соловецкого монастыря.

История Кондострова, как и Кий-острова, связана с Соловецким монастырём. В 1894 г. Соловецкий монастырь ходатайствовал об уступке ему Кондострова, находившегося в ведении казны, для покрытия потребностей обители в строевом лесе. Ходатайство было удовлетворено в 1897 г. Вскоре началось освоение острова и создание на нем скита во имя свт. Николая Чудотворца. 13 июля 1908 г. в скиту был торжественно освящен деревянный Никольский храм на 500 молящихся.

Скит имел по преимуществу хозяйственное назначение, а также должен был стать пристанищем для поморов, заносимых в непогоду к его берегам. К моменту освящения храма на острове уже были созданы хорошие дороги, несколько больших корпусов для трудников и монахов, баня, кузница, смолокуренный завод, скотный и конный дворы, парники, оранжерея, огороды, лесные питомники (для выращивания лиственницы и других ценных сортов хвойных деревьев), колодцы, погреба и иные хозяйственные постройки, а также каменный причал, способный принимать небольшие суда и шлюпки, перевозившие людей со стоявших на рейде пароходов; планировалось создание станции для разведения диких животных. Кроме того, на прилегающей к скиту территории и на соседствующем с ней острове Пневатый были устроены каменоломни, удовлетворявшие собственные потребности скита и работавшие на вывоз. В послереволюционное время скит был закрыт. С 1924 г. и до конца войны на острове располагались места заключения. К середине 50-х все деревянные постройки, включая храм, были разобраны.

В настоящее время на заросшей лесом территории Кондостровского скита, сохранились частично разрушенный каменный пирс и двухсотметровая мощеная дорога к нему, хорошо читаемые следы каменоломни, каменные фундаменты двух жилых корпусов с остатками печей, фрагменты гидросистемы и грунтовой дороги, а также некоторые другие признаки человеческой деятельности.

12:20. Жара, +17. Наконец-то отчалили. И сразу направились к близлежащему острову Пневатый и высадились на нём.

Один очень хороший человек сообщил нам перед походом, что там есть сейд и даже прислал точку для загрузки в навигатор. Мы бегом прибежали в эту точку, но там был обычный лес. Мы расстроились и пошли обратно к лодкам. Позже выяснилось, что присланная нам точка была лишь примерным местоположением, а сейд надо было искать.

13:00. Отчалили от острова Пневатый и двинулись дальше по маршруту. Кондостров решили обойти с запада, это лишние 5 км, но зато есть шанс увидеть заброшенное поселение Абакумиха, к которому ведёт монастырская дорога. Но с воды мы ничего не увидели.

15:00. В самой северной бухте Кондострова остановились, что бы перекусить. К этому моменту пройдено уже 12 км, хотя мы как были на Кондострове, так до сих пор на нём и находимся.

Пока гребли к этой бухте, то меня со страшной силой клонило в сон. Пару раз даже чуть не заснул с веслом в руках.

15:40. Покидаем гостеприимный Кондостров. А зря! Этот остров заслуживает как минимум днёвки!

Курс на северо-запад в сторону виднеющегося архипелага. Штиль!
Уровень воды падает, т.е. идём с попутным течением.

17:50. Достигли острова Длинный.

Вода достигла своего минимума. Перед островом обширная каменистая отмель.

18:08. Причаливаем.

Красотища! По-прежнему штиль!

Уже пройден 21 км. Делаем перекус. Вода тем временем начинает подниматься, время от времени приходится бегать к лодкам и подтаскивать их.

18:55. Отчаливаем и плывём дальше. В непосредственной близи от островов на поверхности воды рябь.

Когда отошли от островов, то море снова стало как кисель.

С этого момента плавание превратилось в пытку. Во-первых, мы шли при поднимающейся воде, т.е. течение для нас было встречным, точнее встречно-боковым: мы двигались на северо-запад, а течение на открытых участках было направлено строго на юг. Если перестать грести, то течение начинало нас тащить на юг со скоростью 3.5 км/ч. Поэтому наша собственная скорость у нас всего около 3-х км/ч. Во-вторых, яркое вечернее солнце светило ровно оттуда, куда мы держали курс, заставляя постоянно щуриться и не давая возможности разглядеть острова, к которым мы двигались. Ну и довершало дело гробовая тишина и абсолютно гладкая поверхность воды.

21:21. Ура! До острова Бережной осталось всего 600 м.

21:35. Всё, я в тени острова Бережной. Солнце осталось за островом, а я наконец-то могу видеть естественные цвета предметов. От места перекуса пройдено 9 км.

Дождался Лёху. Потом мы вместе объехали остров с севера и в 22:00 причалили в бухточке с песчаным берегом напротив острова Средний.

От прибрежной травы вглубь острова шла тропинка. В конце тропинки неплохая полянка. Там и поставили палатки.

Ужин готовить не стали, так было уже поздно.

Перед сном я немного погулял. Впереди уже хорошо виден основной берег.