30 августа 2012, чт. Двенадцатый день.

В палатке валялся до 9:00. Эх, надо было всё-таки из Кеми начинать, а то как-то быстро километраж закончился.

Утром небольшой ветерок и туман.

11:40. Очень не спеша отчаливаю.

Гребу по унылому плёсу.

Через полтора километра после моей стоянки попался кусочек очень даже неплохого берега. Лучше было бы на ночь остановиться тут. Но кто ж знал?

Между прочим, это чисто речная идиотская традиция находить хорошую стоянку через километр после того места, где разбил лагерь. На море всё по-другому. На море где ни встанешь – так лучше места и представить трудно. Но я уже не на море, а чёрт знает где.

12:52. Плыву в направлении горы Гремяха, 525 метров над уровнем моря. До вершины губы остаётся ровно 3 км.

13:20. Почти доплыл. Увидел с воды спуск к воде. Видимо оттуда меня и будут забирать.

13:45. Проплыл вдоль берега налево. Это вершина губы Канда. Конец Белого моря. С воды хорошо виден ещё один выход к воде. Вдоль берега тут проходит дорога, и между дорогой и берегом находится целая система полянок.

Если губу Канда считать частью Белого моря, то я видимо нахожусь в самой западной точке Белого моря.

Пока фотографировался стоя на берегу, приехала машина Шкода Октавиа. Вышли молодые спортивные ребята с пивом (только водитель без пива) и решительно направились ко мне. Как бы не пришлось отбиваться. Ребята остановились в нескольких метрах от меня, я поздоровался. Они тоже поздоровались, и, обращаясь ко мне исключительно на «Вы», спросили, откуда я приплыл, откуда сам и т.д. Я в свою очередь спросил у них, является ли сей водоём морем? Они говорят, что море там, дальше, за железнодорожным мостом. А это озеро, они сюда купаться ездят. Потом они уехали.

Я сел в лодку и вернулся к первому спуску на воду. Видно, что тут регулярно устраиваются то ли пикники, то ли ещё что-то. Видны следы машин, много мусора. Да ещё заросли малины. Встать тут можно, но что-то не очень хочется. Больше всего напрягает возможность визита каких-нибудь гостей. Да и негласное туристическое правило требует по возможности избегать контактов с местным населением. Палатку, всё-таки на замок не запрёшь. К тому же я один. Прошёл пешком по правому (северному) берегу в обратном направлении. Тут хорошо набитая тропа. Нашёл в лесу укромное место. Там меня и не видно, и по тропинке я смогу нормально выбраться на полянку, когда за мной приедет машина от Колвица-Тур.

15:15. Переехал.

Самая плохая стоянка за этот поход.

Поставил в палатку прямо в каких-то кустах, кругом торчат ветки, палки. Кошмар! Тихая солнечная погода лишь частично компенсирует моё раздражение этими апартаментами.

Позвонил Василию в Колвицу-Тур, заказал машину на 13:00. Потом позвонил в Севертранс и предупредил, что привезу им лодку для отправки в Питер. Они попросили подвезти лодку после 15:00. Перезвонил в Колвицу-Тур и перезаказал машину на 14:00.

Погулял по лесу. Много черничных кустов, но ягоды уже все собраны до меня. Где-то в полутора километрах от палатки нашёл несколько чудом уцелевших черничных месторождений. Собирал в двух литровую канистру из-под пресной воды пока не стемнело. Когда перестал ягоды отличать от листиков, то поставил точку в навигаторе и пошёл в тёмном лесу к палатке. В этот раз палатку нашёл без проблем, т.к. на месте палатки тоже предварительно поставил точку. Вечером термометр показал +7. Будильник завёл на 9:00.

Тянет подвести итоги. Расчётная длина маршрута у меня была 294 км, на это было заложено 12 дней плюс один запасной. Т.е. в среднем надо было проходить 24.5 км в день. В итоге лодка за 12 дней проехала 316 км. Действительно боевых дней, т.е. когда я проходил не менее 30 км, у меня получилось 7, плюс 2 дня нелётной погоды, когда я почти ничего не смог пройти, и 3 дня в конце, когда я уже не грёб, а только весло макал.

Это был мой первый одиночный поход. Мне не очень понравилось. Есть в соло-походе конечно определённое чувство свободы, и спорить ни с кем не надо. Но всё-таки в небольшом коллективчике из нескольких единомышленников ходить в походы гораздо приятнее, и, опять же, есть с кем поспорить. Очень мне понравился режим моего предприятия: гнать, гнать, и ещё раз гнать. И все заливы напрямик. Но правда эта моя наклонность в групповых походах неоднократно становилась объектом всеобщей критики.