20 августа, ср, пятый день. 60 км  (велосипед).

Ночью был сильный ветер. Без будильника встали в 8:30. Позавтракали. Сделали из гермы подобие рюкзака и пошли в посёлок добывать велосипеды.

На море ветрено.

10:31. Мы уже при конях!!!

Едем в ботанический сад «Макарьевская пустынь»! Всего 3 км на запад от посёлка по отличной грунтовке.

10:47. Приехали! Симпатичный заборчик и калитка.

Велосипеды оставляем за забором. Кроме наших тут уже стоят несколько, все без велозамков. Покупаем билеты и проходим внутрь.

Нас сразу встречает большой плакат.

Ботанический сад появился сравнительно недавно. Изначально с начала XIX века тут была Макариевская пустынь, т.е. уединённое поселение монахов. Пустынь сначала состояла из небольшой деревянной часовни и двух келий. К середине XIX века появился воскобелильный завод, а в 1854-м году на горе Александровской была возведена часовня во имя святого великого князя Александра Невского. Затем появились и другие постройки, многие из которых сохранились до наших дней.

Монахи не могли не заметить, что данное место имеет особый микроклимат, т.к. с трёх сторон защищено от холодных ветров холмами. Поэтому тут быстро появились сначала огороды, а потом были посажены яблони, кедры, устроены цветники и оранжереи. К началу XX века это уже был цветущий сад.

На Александровской горе часовня Александра Невского.

На другом возвышении построен жилой деревянный дом, который датируется 1860-ми. Его называют «дача архимандрита».

Ближе ко входу стоит сторожка, построенная в страшные 1930-е.

За сторожкой валунный ледник для хранения съестных припасов (1894-1899).

Тут мы встретили экскурсионную группу.

11:50. Покидаем ботанический сад. Возвращаемся в посёлок, там меняем мой велосипед, оказавшийся неисправным, на другой. И двигаем в путь! Наша сегодняшняя велоцель – острова Большая и Малая Муксалма.

По дороге предлагаю заехать в местный аэропорт. Женя категорически отказывается, но готов меня подождать. Странно, откуда такая боязнь аэропортов?

Аэропорт умиляет своей патриархальностью. Такое ощущение, что его тоже построили монахи где-то в первой половине XIX века.

Перед зданием аэровокзала отсутствует привычная парковка для автомобилей, зато стоит много велосипедов (все – не пристёгнуты).

Аэропорт был построен до Великой Отечественной войны. Во время войны использовался советской морской авиацией. В настоящее время это классический аэропорт местных воздушных линий, длина полосы 1500 м, покрыта стальными листами.

12:52. Мы с Женей наконец-то выезжаем из посёлка и по грунтовой дороге держим путь строго на восток к дамбе, соединяющей Большой Соловецкий остров с островом Большая Муксалма.

13:20. Въезжаем на валунную дамбу!!!

Дамбу начали строить в середине XIX века для обеспечения сообщения с островом Большая Муксалма и закончили в 1871-м. Дамба имеет длину чуть больше 1 км. Один из участков дамбы представляет из себя мост, т.к. каменная кладка включает три арки, позволяющие циркулировать морской воде во время приливов и отливов. В тот момент, когда мы там были, течение по нашим оценкам было около 3-5 км/ч.

Проезд на автомобильном транспорте по дамбе запрещён.

Дамба сильно петляет.

Зигзагообразность дамбы отчасти связана с тем, что она проведена через точки наименьшей глубины пролива, а отчасти такая форма позволяет лучше противостоять натиску льдов.

Мы проезжаем по дамбе и оказываемся на острове Большая Муксалма. Остров небольшой, 6,5 км на 3,5 км. С самого начала существования Соловецкого монастыря остров Большая Муксалма использовался в летнее время как пастбище для монастырских коров и лошадей. Постепенно появлялись хозяйственные постройки. После завершения строительства дамбы на острове стало активно вестись каменное строительство. В 1876-м была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а в 1900-м официально учреждён скит того же названия (Сергиевский скит). В то же время были построены два больших двухэтажных келейных корпуса, деревянный и каменный, и птичник.

13:42. Выезжаем к Сергиевскому скиту.

Сейчас тут вовсю идёт ремонт.

Рядом есть причал.

13:50. Изучив карту Женя повёл меня по местным дорожкам дальше.