24 августа, вс, девятый день. 29 км.

Проспали. Встали в 9:00. Стартуем в 11:00.

Сегодня у нас в планах пересечение пролива Анзерская Салма. Таким образом мы опять возвращаемся на Соловецкий остров.

Идём против ветра.

11:20. Проходим мыс Копальский, целимся на мыс Голгофский.

11:40. Проходим мыс Голгофский, отходим от берега и начинаем пересекать пролив в сторону Большого Соловецкого острова. Целимся на мыс, на котором располагается урочище Городок. Название самого мыса не нигде подписано. До него 9 км.

Скорость в начале пересечения у нас была стабильно 8-9 км/ч. Ветер встречный, и он усиливается. На середине пролива наша скорость уже была 6-7 км/ч. При подходе к острову всего лишь 4-5 км/ч. Зверски устали.

13:34. Высаживаемся на уже родном острове Соловецкий. Вода сейчас минимальная.

Я думал, что сейчас сделаем перекус и поплывём дальше, но Женя вдруг… лёг спать!!! Говорит, что укачало!!!

Ну что ж, бывает… На моих глазах почти каждый сезон кого-нибудь укачивает на волнах.

В итоге я остался на некоторое время один. Вода начала подниматься. Я время от времени подтягивал наши лодки.

Сфотографировал Анзер. До Голгофо-Распятского скита ровно 10 км.

Замерил скорость ветра. Средняя 7,7 м/с, порывы до 8,7 м/с, температура воздуха +15,5.

14:40. Отчаливаем. Двигаемся вдоль берега строго на юг в сторону пролива Северные Железные Ворота.

Гребём опять против ветра, наша скорость 3-4 км/ч.

Ветер хоть и встречный, однако имеет и боковую составляющую. Чувствую, как лодка парусит, и как скег её уравновешивает. Для управления лодкой по курсу в таких условиях достаточно менять скорость. Чуть увеличил скорость, лодка начинает поворачивать нос на ветер, чуть уменьшил – лодка отворачивает от ветра.

16:30. Входим в Северные Железные ворота.

В проливе хорошее попутное течение. В самом узком месте наша скорость увеличилась до 10-12 км/ч, и это против ветра! После прохождения узкого места скорость опять упала до 5 км/ч.

16:55. Дошли до пролива Южные Железные ворота. Этот пролив перегорожен дамбой, по которой мы уже катались на велосипедах.

На дамбе велосипедисты.

Пытаемся пройти через арку и не можем.

Нам мешает течение, которое тут для нас встречное. Оно не такое уж и сильное, с ним можно было побороться, но в арке очень тесно, нормальный гребок не сделать. К счастью у Жени с собой оказалась верёвка. Он вылез из лодки, перешёл на другую сторону дамбы, сплавил мне эту верёвку и протащил меня на ней против течения. Потом это же сделал я.

17:18. Мы уже на другой стороне.

Гребём дальше вдоль берега.

Ищем себе место для стоянки. Попробовали встать в устье ручья, который вытекает из прибрежного озера Берёзовое. Но нас отпугнула там маленькая глубина моря. В отлив мы там застрянем.

18:40. Встали на стоянку на безымянном острове, расположенном сразу после мыса Берёзовский.